Российскую компанию обвинили в нарушении санкций против КНДР
Статья Льюиса и Дилл была опубликована в блоге 38north.org. Он посвящен новостям из жизни КНДР и анализу ситуации в этой стране. Блог ведется Американо-корейским институтом при Школе передовых международных исследований имени Пола Нитце Университета Джона Хопкинса. Кроме того, в нем публикуются работы приглашенных авторов.
В своем исследовании Льюис и Дилл напомнили, что Korea Ryonha Machinery Joint Venture Corporation (Ryonha) была внесена в санкционный список ООН в начале 2013 года. Формальным основанием для этого послужило участие компании в «прямой и косвенной поддержке программ КНДР по разработке ядерного оружия, других средств массового поражения и программ, связанных с созданием баллистических ракет».
После этого ее активы в любых странах должны быть заморожены. Кроме того, заморозке подлежали активы лиц, действовавших от имени Ryonha, или косвенно ею контролировавшиеся. Ryonha считается одним из главных производителей станков с числовым программным управлением, которые могут использоваться для создания компонентов центрифуг для обогащения урана.
Льюис и Дилл заинтересовались именно этой северокорейской компанией, потому что в марте 2014 года группа экспертов ООН назвала деятельность Ryonha поводом для лучшего выполнения санкционных предписаний.
Поиски корейской фабрики
Используя открытые источники, авторы статьи в 38north.org выяснили, что основные производственные мощности Ryonha находятся в Хыйчоне (Huichon). Северокорейские СМИ начали упоминать название компании с конца 2009 года, а с середины 2010 года в них стало мелькать название самого завода – Huichon Ryonha General Machinery Plant (или Ryonha General Machinery Plant).
В 2009–2010 годах тогдашний северокорейский лидер Ким Чен Ир посетил этот завод. Благодаря информации о визите Льюис и Дилл смогли вычислить координаты фабрики. Кроме того, снимки завода и его продукции были опубликованы на одном из официальных сайтов КНДР Naenara. Именно они затем позволили американским экспертам предположить, что Ryonho поставляет станки в Россию.
Авторы исследования нашли в Сети брошюру (.pdf) компании ООО «Кортэк» (доступна на сайте издательства «Инструменты. Технология. Оборудование»). Из нее следовало, что эта компания является торговым представителем Koryo Technological Corporation и специализированным техническим центром, который оказывает услуги сопровождения заказчика «от чертежа до готового изделия».
Льюис и Дилл утверждают, что фотографии станков и фабрики Koryo Technologies на самом деле являются изображениями мощностей Ryonha в Хыйчоне. Кроме того, они обратили внимание, что на сайте «Кортэка» в мае 2014 года стояло указание на копирайт – (c) Ryonha Machinery Corporation. Последняя к этому моменту уже более года находилась под санкциями ООН. По состоянию на 20 ноября сайт «Кортэка» был недоступен, однако Льюис и Дилл представили сохраненную его копию по состоянию на май 2014 года.
В брошюре «Кортэка» говорится, что компания была создана под патронажем посольства КНДР в Москве после встречи бывшего тогда президентом Дмитрия Медведева и руководителя КНДР Ким Чен Ира в августе 2011 года. В документе есть ее адрес и телефон – Московская область, Подольский район, поселок Львовский, проезд Металлургов, 7.
По сведениям ЕГРЮЛ, по этому адресу зарегистрировано другое юридическое лицо – ЗАО «Торгово-промышленная компания «Инструментимпэкс». Она выступает учредителем ЗАО «Кортэк». Сведения о ЗАО «Кортэк» были внесены в ЕГРЮЛ в феврале 2012 года. Его генеральным директором значится Владимир Николаевич Данилов. Он также выступает одним из учредителей «Инструментимпэкса».
Гендиректором «Инструментимпэкса», по данным ЕГРЮЛ, является Сергей Викторович Бурдак. В ЕГРЮЛе он также указан как гендиректор ЗАО «ИТО-Туламаш». Эта компания занимается продажами машиностроительного оборудования ООО «ИТО-Туламаш». РБК не удалось связаться с Бурдаком – в «ИТО-Туламаш» сообщили, что гендиректор находится в отъезде. Телефонный номер, указанный в брошюре ООО «Кортэк», в настоящий момент принадлежит компании «Азбука дверей».
Китайский след
Помимо России Льюис и Дилл заподозрили Ryonha в работе с китайскими компаниями. Например, в мае 2013 года корейское предприятие под своим собственным именем участвовало в выставочных показах на ярмарке в китайском Даньдуне. Уже в марте этого года группа экспертов ООН пришла к выводу, что Пекин не предпринял достаточных действий, чтобы этому воспрепятствовать. В западных СМИ Китай неоднократно обвинялся в тайных поставках запрещенных товаров в Северную Корею.
Санкции против КНДР были ужесточены ООН в январе и марте 2013 года после испытаний Пхеньяном баллистической ракеты и ядерного оружия. Основной массив санкций против страны действует с 2006 года. Запретительные меры против Северной Кореи вводились Советом безопасности ООН. По международному праву его решения носят обязательный характер для стран – участниц организации, а де-факто распространяются на весь мир.
Льюис и Дилл призывают Россию и Китай обратить внимание на их исследование и принять меры по прекращению обхода санкций северокорейскими компаниями. Эксперты не обвиняют Москву в потворстве нарушению санкций, но, даже если бы это было так, в реальности такое государство почти невозможно привлечь к ответственности, особенно если оно является постоянным членом Совета безопасности ООН.