Reuters рассказал о нарушениях на выборах в российской глубинке
В день выборов корреспонденты Reuters отправились на 11 избирательных участков, расположенных в российской глубинке — Башкирии и Мордовии, а также в Москве и Московской области. На трех участках были выявлены значительные расхождения между количеством проголосовавших избирателей, подсчитанных журналистами, и показателями явки, предоставленными сотрудниками избиркомов, сообщает агентство, добавляя, что на этих участках с подавляющим большинством победу одержала «Единая Россия»,
Еще на четырех участках были зафиксированы небольшие нарушения, в том числе незначительные расхождения в данных по явке. Кроме того, были выявлены случаи оплаты голосования или принуждения к участию в выборах.
На избирательном участке №284 в Уфе корреспонденты Reuters насчитали 799 человек, принявших участие в голосовании. По официальной версии, на этом участке проголосовали 1689 человек. Председатель местного избиркома Файруза Ахметзиянова сказала журналистам, что на участке не было никаких нарушений.
Сотрудники участка №285 в Башкирии отказались пустить корреспондента Reuters, заявив, что ему необходимо получить разрешение у местных властей. Агентство напоминает, что по российскому законодательству журналистам не надо получать такое разрешение.
Сотрудники избирательного участка №62 в башкирской деревне Князево потребовали от корреспондента Reuters покинуть помещение на основании жалобы, поданной избирателем. Местный житель А.З. Минсафин, как он указан в составленном избиркомом документе, пожаловался, что журналист проделывает «странные манипуляции» с предметом, возможно, «радиоактивного происхождения», который может представлять угрозу для жизни и здоровья. Речь шла о механическом счетчике для подсчета бюллетеней. Корреспонденту в итоге разрешили продолжить работу, отмечает агентство.
В Саранске на избирательном участке №591 журналисты насчитали 1172 избирателя, а сотрудники избиркома — 1756. Корреспондент Reuters получил открепительный талон и проголосовал на этом участке. При подсчете бюллетеней сотрудники избиркома зафиксировали, что за партию, за которую проголосовал журналист, не было подано ни одного голоса. На полу сотрудники избиркома провели мелом черту, которую ему запретили переступать.
Корреспонденты также обратили внимание на мужчину, одетого в спортивную куртку и синие штаны, который проголосовал на этом участке, а спустя 20 минут вернулся и опять опустил бюллетень в урну для голосования. На вопрос, почему он голосовал второй раз, мужчина ответил, что его ключи остались у жены и он не смог попасть домой.
Председатель местного избиркома Ирина Федосеева на вопрос о расхождении между официальными данными о явке и цифрами, зафиксированными журналистами, сказала: «Вы тоже люди, вы тоже можете ошибаться». Она также предложила пересчитать бюллетени корреспонденту, поинтересовавшемуся, куда делся его голос, отданный не за «Единую Россию». «Раз так получилось — значит, так получилось», — объяснила Федосеева.
В мордовской деревне Атемар на участке №424 корреспондент Reuters видел, как женщина с крашеными рыжими волосами и бородатый блондин проголосовали, а спустя час вернулись и снова встали в очередь за бюллетенями. Женщина сказала, что пришла вместе с мужем, который не успел проголосовать. Сотрудники избиркома выдали затем мужчине чистый бюллетень, а журналисту сказали отойти подальше от избирательных урн.
На этом участке корреспонденты Reuters насчитали 669 проголосовавших избирателей, а по данным избиркома, в выборах принял участие 1261 человек. Журналисты стали свидетелями, как глава избиркома Светлана Баулина принесла завернутыми в красный плащ примерно десять бюллетеней и перемешала их с другими бюллетенями, лежавшими на столе. Она отказалась объяснять, зачем принесла бюллетени в плаще. На вопрос о расхождениях в данных о явке она предположила, что, возможно, у журналистов заела кнопка на счетчике бюллетеней.
Reuters отмечает, что не может дать независимую оценку тому, насколько были распространены в ходе выборов описанные схемы. Агентство поясняет, что при учете показателей явки оно сравнивало свои данные с официальными данными об избирателях, непосредственно проголосовавших на участке. В день выборов репортеры работали группами, чтобы хотя бы один журналист находился на участке в промежуток от начала голосования до окончания подсчета голосов.
На всех посещенных журналистами участках сотрудники избиркомов отрицали наличие каких-либо нарушений в ходе выборов и подсчета голосов и отказывались объяснять, почему некоторым людям разрешалось повторно голосовать. Центризбирком не ответил на запрос Reuters по поводу нарушений, зафиксированных корреспондентами. Заявки в региональные избиркомы Башкирии и Мордовии также остались без ответа.
На выборах в Госдуму победу одержала «Единая Россия», получившая 54,28% голосов. В нижнюю палату российского парламента также прошли КПРФ (13,45%), ЛДПР (13,24%) и «Справедливая Россия» (6,17%).
Глава ЦИКа Элла Памфилова, комментируя результаты выборов, заявила, что они прошли «вполне легитимно». Она отметила, что у нее «нет никакой эйфории или шапкозакидательских настроений», но «выявленных нарушений на порядок — два порядка меньше».
Движение «Голос» отметило улучшение качества проведения выборов по сравнению с прежними избирательными кампаниями. По данным движения, по сравнению с 2011 годом число фальсификаций уменьшилось, но остались вбросы бюллетеней, «карусели» и случаи давления на избирателей. «Голос» отметил, что «применение административных избирательных технологий сместилось с дня голосования на предшествующие ему этапы выборного процесса».
В совместном заявлении наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ и Парламентской ассамблеи ОБСЕ говорилось, что «многочисленные процессуальные нарушения были отмечены при подсчете голосов». В целом международные наблюдатели признали повышение прозрачности процесса голосования и оценили его ход на 97% наблюдаемых участков как «хороший» или «очень хороший».
По мнению президента России Владимира Путина, итоги выборов стали реакцией избирателей «на попытку внешнего давления на Россию, на угрозы, санкции, попытки раскачать ситуацию изнутри». В сложившихся условиях люди выбрали «так называемую стабильность», пояснил глава государства.