Эксперты зафиксировали резкий рост числа трудовых конфликтов в России
Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР) представил доклад о социально-экономической ситуации в стране, в котором привел данные о количестве трудовых конфликтов в России за март 2016 года.
Под трудовыми конфликтами эксперты ЦЭПР подразумевают задержку и снижение заработной платы, ожидаемые и фактические массовые увольнения, сокращения рабочего времени, а также протестные выступления — забастовки, пикеты, митинги. Мониторинг проводился на основе сообщений в СМИ.
В марте ситуация с трудовыми конфликтами обострилась, зафиксировали эксперты. В ЦЭПР выявили 97 новых конфликтных случаев, из них перешедших в трудовые протесты — 26. За два предыдущих месяца — январь, февраль 2016 года — было выявлено всего 132 конфликтных случая, из них 18 протестов.
Всего с января 2016 года зафиксировано 229 конфликтных случаев (из них собственно трудовых протестов — 44) в 69 регионах.
Первый мониторинг трудовых конфликтов ЦЭПР представил в конце марта.
Эксперты отмечают, что кризис (рост цен, девальвация рубля и т.д.) серьезно ударил по экономически активному населению. По данным Минтруда, которые приводят в ЦЭПР, численность безработных граждан, зарегистрированных в службах занятости, с января по март увеличилась на 7%.
Согласно данным Росстата за февраль 2016 года, уровень безработицы составил 5,8%, численность безработных в феврале 2016 года по отношению к февралю 2015 года выросла на 0,4% (19 тыс. человек). Среди безработных большинство — жители городов (65,9%), существенная доля молодежи до 25 лет (22,5%).
Положение работающего населения ухудшает и растущая задолженность по зарплате. К концу первого квартала 2016 года задолженность по заработной плате, согласно данным Росстата, имелась почти перед 80 тыс. работников. По последним данным государственной статистики, которые были опубликованы 18 апреля, задолженность за месяц увеличилась на 35,4%, достигнув 4,471 млрд руб.
Как указывают эксперты ЦЭПР, наиболее острая ситуация с трудовыми конфликтами сложилась в Москве, Самарской, Свердловской, Челябинской и Смоленской областях. За ними следуют Красноярский край, Ростовская, Нижегородская, Воронежская, Ивановская, Липецкая, Рязанская области, Чувашия, Приморский край.
В прошлом мониторинге в числе худших с точки зрения социально-экономической ситуации также упоминались Пермский, Забайкальский и Приморский края, Астраханская, Волгоградская и Брянская области.
В ЦЭПР прогнозируют, что задержки зарплат будут и в бюджетных учреждениях, а также ожидают новые волны «оптимизации» штатов. Оптимизация — это заведомо непопулярная мера, поэтому она неизбежно приведет не только к массовым сокращениям в бюджетном секторе, но и к ухудшению доступности услуг, оказываемых бюджетными учреждениями населению.
Рост трудовых протестов, ухудшение экономической ситуации на крупных предприятиях и в отдельных секторах экономики и регионах фиксируют и в профсоюзах. «Мы знаем о стихийных выступлениях, голодовках, спонтанных пикетах, в некоторых случаях были попытки занятия предприятий в поддержку своих требований», — рассказал РБК председатель Конфедерации труда России (КТР), член президентского совета по правам человека Борис Кравченко. По его словам, работодатели в массовом порядке пытаются пересмотреть условиях коллективных договоров, которые регулируют в том числе процедуру массовых сокращений, изменения условий труда и его оплаты.
Но цивилизованно выразить свой протест работники не могут — забастовку по существующей процедуре организовать практически невозможно, утверждает Кравченко. Это, по его словам, будет раздражать людей еще больше и мешает находить цивилизованный выход из конфликтных ситуаций.