Выберут ли аргентинцы «мини-Трампа» президентом
В Аргентине проходит финальный тур президентских выборовКто претендует на президентство
В воскресенье, 19 ноября, в Аргентине пройдет второй тур президентских выборов. В ходе первого, состоявшегося 22 октября, ни одному из кандидатов не удалось набрать необходимое количество голосов для победы — 45 или 40% голосов при условии отрыва от следующего кандидата более чем в 10 процентных пунктов. В финал вышли 53-летний либертарианец Хавьер Милей, получивший 29,99% (7,9 млн голосов), и 51-летний министр экономики Серхио Масса, набравший 36,69% (9,6 млн).
Лидерство кандидата от правящей коалиции стало для многих неожиданностью: ведь именно при действующем правительстве инфляция впервые с 1991 года преодолела отметку 100% и продолжает неуклонно расти; рейтинг неодобрения президента Альберто Фернандеса достиг почти 80%, а вице-президент Кристина Киршнер была осуждена на шесть лет за мошенничество. При этом на августовских праймериз, участие в которых обязательно для всех граждан, победу одержал Милей.
Масса — человек в политике не новый. Он родился в семье итальянских иммигрантов и вырос в пригороде Буэнос-Айреса. Свою политическую карьеру он начал еще в 1990-х, а в возрасте 27 лет получил первую выборную должность — в палате депутатов провинции Буэнос-Айрес. Меньше чем через три года он был назначен в Управление социального обеспечения Аргентины ANSES.
С 2008 по 2009 год Масса возглавлял правительство (президентом тогда была Кристина Фернандес де Киршнер), а затем был избран мэром столичного пригорода Тигре. В 2015 году Масса впервые баллотировался в президенты Аргентины, но занял третье место, уступив ставленнику Киршнер Даниэлю Сиоли и победившему тогда правоцентристскому кандидату Маурисио Макри. В августе 2022 года он вновь вошел в кабинет, заняв пост министра экономики, но так и не сумел остановить стремительный рост инфляции и ослабление национальной валюты.
Пытаясь заручиться поддержкой электората, Масса в ходе предвыборной кампании отменил некоторые налоги и увеличил расходы на социальные нужды, а также пообещал сформировать правительство национального единства с участием членов оппозиционных партий.
Милей в отличие от Массы — новичок в политике. В 2021 году он основал либертарианскую партию «Свобода наступает» и избрался в нижнюю палату аргентинского парламента. До политики преподавал в университете макроэкономику, написал около 50 научных работ, выступал в качестве советника «Группы двадцати» (G20) и «Деловой двадцатки» (B20) и консультировал различные компании, в том числе аргентинское подразделение одного из крупнейших в мире банков, HSBC. С 2012 года он руководит экономическим отделением аргентинского аналитического центра Fundación Acordar.
Политик придерживается крайне правых и подчас провокационных взглядов, за что его уже прозвали «мини-Трампом». В частности, он отрицает глобальное потепление, призывает разрешить торговлю человеческими органами, а также выступает против абортов, обещая провести референдум об их запрете. В ходе предвыборной кампании либертарианец заявил о планах разорвать связи с «коммунистическими» правительствами Китая и Бразилии и отозвать заявку Аргентины на вступление в БРИКС.
Себя Милей называет «анархо-капиталистом» и проблемы в экономике предлагает решать радикально: разогнать Центральный банк и заменить песо на американский доллар. (В Латинской Америке уже был прецедент — в 2000 году власти Эквадора отказались от собственной валюты и перешли на американский доллар.) «Переход на доллар лишает руководство страны возможности включать печатный станок и раскручивать инфляцию и рост цен. А с долларом все очень просто: сколько ты долларов заработал, столько ты и можешь потратить», — пояснил РБК директор Центра ибероамериканских программ МГЛУ и бывший посол России в Аргентине (1993–1996) Ян Бурляй.
Он призвал не недооценивать Милея: под фасадом «любителя простых рецептов» скрывается опытный экономист с командой опытных политтехнологов. «Все его поведение построено в соответствии с пожеланиями тех, кто стремится отстранить перонистов от власти. И надо сказать, что эти простые рецепты находят отклик среди оппозиционных сил», — подчеркнул Бурляй.
Что волнует избирателя
Самым насущным вопросом в стране остается экономический. Несмотря на то что Аргентина — вторая по величине экономика Латинской Америки, около 40% от ее 46-миллионного населения живет за чертой бедности. Как показало исследование Всемирного банка, почти треть периода с 1950 по 2016 год Аргентина провела в условиях рецессии; это больше, чем у любой другой страны мира, кроме Демократической Республики Конго. Сейчас аргентинская экономика переживает очередной спад и оказалась на пороге уже шестой за десятилетие рецессии. Несмотря на августовскую девальвацию на 18%, песо продолжает проседать по отношению к доллару и к следующему сентябрю может подешеветь еще на 65%, пишет Reuters. Ситуацию усугубляет то, что в 2023 году Аргентина столкнулась с рекордной засухой, которая уже обошлась национальной экономике в $20 млрд.
Инфляция в 2023 году впервые более чем за 30 лет поднялась до трехзначных значений и, по данным Национального института статистики и переписи населения (INDEC) за 13 ноября, уже подобралась к отметке 143%. По прогнозам экономистов, это далеко не предел: как показал опрос консультационных фирм, проведенный аргентинским Центробанком, инфляция к концу 2023 года может составить 180%; JPMorgan прогнозирует 210%. Ценники в аргентинских магазинах и аптеках меняются буквально каждый день, а простые джинсы подорожали за год вдвое и теперь стоят треть минимальной зарплаты. «Ты идешь [в магазин], чтобы купить что-то для ужина, и не представляешь, сколько в итоге потратишь», — рассказал France 24 Давид Гарсия, 43-летний водитель службы доставки.
Ровно за неделю до второго тура, 12 ноября, прошли заключительные предвыборные дебаты, формат которых предполагал больший «спарринг» между кандидатами, отмечает Bloomberg. Как ни парадоксально, в обороняющейся позиции оказался не Масса, а Милей. Кандидат от правящей коалиции намекал на психическую нестабильность своего оппонента и объяснял желание Милея ликвидировать ЦБ затаенной обидой за непродленную студенческую стажировку.
Масса также потребовал от Милея извинений за то, что тот в прошлом назвал рожденного в Буэнос-Айресе папу римского Франциска «представителем зла на Земле», а потом принялся расспрашивать оппонента про статус Фолклендских (Мальвинских) островов, на которые претендуют Аргентина и Великобритания. Эта тема приобрела особое значение в ходе предвыборной кампании после того, как кандидат Милея на пост главы МИДа заявил, что в случае победы на выборах их правительство «будет уважать волю жителей островов в ходе будущих переговоров», отмечает El Pais. Затем разговор зашел про симпатии кандидата от «Свобода наступает» к британскому премьер-министру Маргарет Тэтчер, при которой между двумя странами разгорелась война за эти спорные территории. «Тэтчер — враг Аргентины вчера, сегодня и всегда», — подчеркнул Масса.
Фолклендские острова вот уже почти 200 лет являются предметом территориального спора между Аргентиной и Великобританией. В апреле 1982 года между странами разгорелась война, в которой победила Британия. Сейчас на островах проживают около 3200 человек. В марте 2013 года там прошел референдум, на котором 99,8% избирателей (или 1513 человек) проголосовали за то, чтобы острова сохранили свой политический статус в качестве заморской территории Соединенного Королевства. Явка составила 91%, однако власти Аргентины не признали результаты голосования. В марте 2023 года Буэнос-Айрес денонсировал договор о совместном с Лондоном экономическом развитии спорных территорий.
На наблюдателей аргентинского издания La Nacion дебаты произвели удручающее впечатление. Журналист Хосе дель Рио заключил, что в дебатах проиграл не один из кандидатов, а вся Аргентина. По его мнению, Милей и Масса, вместо того чтобы объяснить избирателям, как они будут спасать экономику страны, где шесть из десяти детей рождаются за чертой бедности, обсуждали Тэтчер и обменивались личными оскорблениями. «Чистая возня, препирательства, ноль конкретных предложений и бесконечное количество упущенных возможностей. Аргентинцы легли спать, не зная, что будут делать кандидаты для решения важнейших проблем, стоящих перед страной», — вторила его коллега Гейл Скривен.
Чьи шансы на победу выше
Опрос общественного мнения, проведенный компанией AtlasIntel 10 ноября, указывает на минимальный разрыв между кандидатами: 52,1% у Милея против 47,9% у Массы (при статистической погрешности в один процентный пункт). Предыдущий опрос, проведенный с 1 по 3 ноября, дал аналогичные результаты — 52 против 48%.
Хотя победа Массы не исключена, это был бы крайне парадоксальный выбор аргентинцев, считает аналитик Economist Intelligence Unit Николас Салдиас. «Это была бы мечта политолога — этому событию можно было бы посвятить докторскую диссертацию. Потому что как можно выиграть выборы в условиях 140-процентной инфляции и растущей бедности? Это было бы просто невероятно», — объяснил он.
Ян Бурляй, напротив, считает сценарий победы кандидата от «Союза ради родины» наиболее вероятным. По его словам, беднейшие слои населения Аргентины традиционно поддерживают входящую в союз Хустисиалистскую партию, основанную Хуаном Пероном в 1947 году (сам Масса возглавляет другую перонистскую партию коалиции — «Фронт обновления»). «Хустисиалистская партия была основана как партия единства аргентинского народа и стремится постоянно учитывать интересы не только предпринимателей, но и простых трудящихся, женщин, молодежи, национальных меньшинств, самых беднейших слоев населения. В перонистское движение с самого момента его основания входили так называемые Descamisados — то есть люди, у которых не было и рубахи надеть», — поясняет эксперт.
Избирательные участки в Аргентине будут открыты с 8:00 до 18:00 по местному времени (полночь по московскому времени). По прогнозу Николаса Салдиаса, исход выборов будет оставаться непредсказуемым до последнего момента: многие аргентинские избиратели окончательно определятся с кандидатом буквально за несколько часов до того, как опустить бюллетень в урну, а то и уже в кабинке для голосования.
Первые результаты голосования могут стать известны уже 20 ноября, однако окончательный подсчет бюллетеней займет до нескольких дней — причем вряд ли пройдет спокойно: еще до начала голосования Милей обвинил оппонентов в попытках фабрикации итогов выборов.