Госдума одобрила идею сажать на 15 лет за склонение детей к суициду
Депутаты Госдумы на заседании в среду, 19 июля, поддержали в первом чтении поправки в Уголовный кодекс, увеличивающие до 15 лет наказание за склонение несовершеннолетних к суициду. За проголосовало 379 парламентариев, один воздержался, передает корреспондент РБК. Инициативу поддержали все фракции.
Во втором чтении законопроект рекомендуется рассмотреть уже завтра, 20 июля, заявил замглавы законодательного комитета Рафаэль Марданшин. Ранее глава законодательного комитета Павел Крашенинников говорил, что окончательно законопроект будет принят уже до конца сессии.
Законопроект был внесен в понедельник, 17 июля, лидером думской фракции «Единой России» Владимиром Васильевым и двумя его коллегами — главой комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым и первым замглавы комитета Эрнестом Валеевым. Уже на следующий день проект одобрил профильный комитет Госдумы по законодательству.
Необходимость «столь оперативного» принятия поправок в УК Пискарев объясняет тем, что «количество так называемых «групп смерти», не уменьшается, и нужно оперативно принять дополнительные меры по защите детей от этой страшной угрозы». «Принимаемые нами изменения будут способствовать вынесению жестких приговоров с длительными сроками лишения свободы в колониях со строгим режимом отбывания, что будет позитивно воспринято обществом», — заявил Пискарев в комментарии РБК.
Поправки дополняют 110-ю статью Уголовного кодекса новой частью, устанавливающей «повышенную ответственность за склонение к совершению самоубийства, повлекшее смерть двух или более несовершеннолетних лиц» или лиц, находящихся в беспомощном состоянии, материальной зависимости от виновного. Авторы приравнивают это преступление к особо тяжким и предлагают наказывать за него как за убийство — лишением свободы на срок от восьми до 15 лет. Аналогичное наказание предлагается и за побуждение к суициду беременной женщины. Сейчас за доведение до самоубийства одного либо более двух человек предусмотрено одинаковое наказание.
В мае Госдума ужесточила наказание для создателей «групп смерти». Тогда их инициатором стала вице-спикер Ирина Яровая (фракция «Единой России»). За склонение несовершеннолетних к суициду, в том числе через интернет, грозит уголовная ответственность от трех до шести лет.
Инициативу публично поддержал президент России Владимир Путин, пояснивший, что пропаганда суицида среди подростков нацелена на детей с неокрепшей психикой и тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. 7 июня он подписал принятые Госдумой поправки в Уголовный кодекс.
«Группы смерти» стали активно обсуждаться в СМИ в мае 2016 года после публикации «Новой газеты». Автор статьи утверждала, что в социальных сетях существуют сообщества, администраторы которых призывают подростков к суицидам. По данным издания, с ноября 2015-го по апрель 2016 года более сотни детей, которые состояли в группах, покончили с собой. С февраля 2017 года соцсеть «ВКонтакте» начала блокировать аккаунты пользователей и сообщества за теги «группы смерти».
Лавинообразный рост «групп смерти» в социальных сетях способствовал увеличению количества суицидов за прошлый год более чем в полтора раза, утверждала в марте уполномоченный по правам ребенка в России Анна Кузнецова. «С 2011 по 2015 год количество самоубийств в стране стабильно снижалось на 10% в год. Но в 2016 году наблюдается рост на 57%», — говорила детский омбудсмен. Официальный представитель СКР Светлана Петренко говорила, что администраторы «групп смерти» используют для воздействия на психику детей «четко выверенную с психоэмоциональной точки зрения тактику», которая способствует «деформации инстинкта самосохранения и девальвации смерти».
Однако замначальника главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России Вадим Гайдов в конце марта заявил, что лишь 1% подростковых суицидов в России связан с «группами смерти» в социальных сетях. Данные различных органов власти по статистике и причинам детских суицидов расходятся, и логика их интерпретации не очевидна, говорил РБК руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк. Власти должны доказать корреляцию между изменением интернет-среды и ситуацией с самоубийствами, считает Козлюк.