СМИ узнали о планах ввести QR-коды для работающих на митингах журналистов
Журналисты, освещающие митинги и пикеты, будут обязаны помимо желтых жилетов и бейджей носить QR-код, который смогут проверить силовики, и числиться в особом реестре. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на проект предложений Совета по правам человека по «обеспечению прав журналистов, предусмотренных законодательством о СМИ».
О разработке подобных предложений говорилось в релизе СПЧ от 16 апреля по итогам совещания с аппаратом полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе. В нем упоминалось предложение «запустить пилотный проект по созданию в отдельных регионах реестров журналистов, работающих на массовых (публичных) мероприятиях, не относящихся к культурно- зрелищным и спортивным». В релизе отмечалось, что подобная электронная платформа уже разработана в Санкт-Петербурге. «Электронная платформа «Медиацентр Санкт-Петербурга» предполагает внедрение идентификационной карты журналиста. По мнению разработчиков и журналистов, это будет способствовать повышению безопасности работников СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности, даст возможность органам правопорядка оперативно идентифицировать личность журналиста с помощью QR-кода», — говорится в сообщении СПЧ.
В тексте проекта, как пишет «Коммерсантъ», указывается, что отсутствие в реестре не будет означать для журналиста запрет на «освещение политических акций». Однако в этом случае представитель СМИ «должен понимать, что его деятельность может быть квалифицирована как участие в несогласованном митинге».
По словам источника «Коммерсанта», проект предложений уже рассылается полпредам президента и готовится к передаче в МВД для внедрения в пилотных регионах, одним из которых, скорее всего, станет Санкт-Петербург.
В Союзе журналистов России (СЖР) заявили РБК, что все подобные предложения еще находятся в стадии разработки и могут быть лишь рекомендациями. «Что касается QR-кодов, реестров — все в стадии обсуждения. Непонятно, кто этим будет заниматься. Звучало предложение, что СЖР мог бы заняться, но мы сразу озвучили, что мы не регулятор, а общественная организация и никаких реестров, конечно, составлять не будем», — рассказал РБК заместитель председателя организации Алексей Вишневецкий. Он объяснил, что предложение о создании реестра журналистов поступило от комитета печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга. Это электронная платформа, куда журналист сможет занести свои данные, а сотрудник силовых структур — считать с помощью смартфона. «Так без дополнительных проверок документов сотрудник правоохранительных органов сможет удостовериться в том, действительно ли человек — сотрудник СМИ. Этого пока нет в законодательстве. Это лишь вариант наиболее быстрого и удобного определения человека на митинге как профессионального журналиста, который выполняет обязанности. Звучало предложение запустить эту платформу как пилотный проект в одном из регионов», — рассказал зампред СЖР.
Вишневецкий также подчеркнул, что ни жилет, ни бейдж не могут быть обязательными для выполнения журналистом своих профессиональных обязанностей. «По закону о СМИ, журналист имеет право присутствовать в местах проведения стихийных митингов, массовых беспорядков, стихийных бедствий. Для этого не нужны никакие опознавательные знаки, но каким-то образом нужно подтвердить свою принадлежность к зарегистрированными СМИ. Для этого у журналиста есть удостоверение, а для определения личности — паспорт», — сказал он.
Проект предложений СПЧ был разработан во исполнение списка поручений президента от 28 января 2021 года, который, в свою очередь, стал результатом встречи главы государства с членами СПЧ 10 декабря. В списке поручений в частности, было обращенное к полпредам президента в федеральных округах — им предлагалось «совместно с Советом при президенте. по правам человека принять меры по обеспечению в субъектах Российской Федерации прав журналистов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации». Поручение должно было быть исполнено до 1 мая.
Отличительные знаки для журналистов, освещающих публичные мероприятия, были утверждены еще в начале апреля Роскомнадзором. Среди них — специальный яркий жилет с надписью «Пресса» и бейдж с фотографией, именем и сроком действия документа. Иметь отличительные знаки журналистов, работающих на публичных мероприятиях, обязывают недавно вступившие в силу поправки в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
На несогласованных митингах, прошедших в России в конце января и начале февраля, были случаи применения силы сотрудниками правоохранительных органов к журналистам. Например, «Новая газета» сообщала, что ее спецкора Елизавету Кирпанову, освещавшую акцию 23 января, силовики ударили дубинкой. После акции 2 февраля Союз журналистов сообщал, что, по его данным, на протестах были задержаны 17 журналистов. При этом задержания производились, несмотря на наличие у сотрудников СМИ жилетов «Пресса», редакционных удостоверений и заданий, заявляли в Союзе журналистов. После этого 20 членов СПЧ опубликовали заявление, в котором назвали задержания журналистов попытками препятствовать осуществлению ими профессиональной деятельности.
В Росгвардии в ответ на подобные обвинения заявили, что все конфликтные ситуации с участием журналистов на акциях протеста являются результатом провокаций «третьих лиц».