СКР потребовал от главы нацгвардии наказать причастных к убийству Немцова
Представление Золотову
Руководитель следственной группы по делу об убийстве Бориса Немцова генерал-майор Николай Тутевич 27 января направил командующему внутренними войсками МВД, генералу армии Виктору Золотову, который сейчас руководит нацгвардией, представление «об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления». Как говорится в документе, который есть в распоряжении РБК, Тутевич потребовал от Золотова провести служебную проверку и по ее итогам привлечь виновных к «строгой дисциплинарной ответственности».
Тутевич отмечает, что в ходе расследования было установлено: предполагаемый киллер Заур Дадаев в момент совершения преступления был заместителем командира батальона «Север», который входит в 46-ю отдельную бригаду оперативного назначения ВВ МВД. Его непосредственным руководителем был Руслан Геремеев (защита дочери Немцова Жанны Немцовой называет его одним из организаторов преступления).
После убийства, пишет Тутевич, Дадаев скрывался в квартире Геремеева в доме на Веерной улице, где в ходе обыска 7 марта 2015 года было обнаружено командировочное удостоверение, в соответствии с которым Дадаев с 2 октября 2014 года был отправлен в Ингушетию с личным стрелковым оружием. Также было найдено командировочное удостоверение на имя Геремеева: с 27 сентября также вместе с личным оружием он был направлен в Москву. Удостоверения подписаны командиром войсковой части №4156, к которой относится и батальон «Север», Алибеком Делимхановым (родной брат депутата Госдумы Адама Делимханова, которого временно исполняющий обязанности главы Чечни Рамзан Кадыров называет своим преемником).
Даты окончания командировок не указаны. Как следует из ответа, который СКР получил от Главного командования ВВ МВД, Дадаев и Геремеев в действительности не направлялись в командировки, а найденные командировочные удостоверения были выданы другим военнослужащим. В СКР пришли к выводу, что неустановленные лица имели доступ к гербовой печати воинской части и бланкам документов, отмечается в материалах дела.
Сокрытие убийства
Тутевич полагает, что командировочное удостоверение Дадаева и его документы сотрудника органов внутренних дел могли быть использованы при подготовке покушения. «Таким образом, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей военнослужащими и работниками военной части №4156 явилось причиной и условием совершения и сокрытия убийства», — указал Тутевич.
Он подчеркнул, что следователи изучили личное дело Дадаева. В нем говорится, что 28 февраля 2015 года Дадаев считался прибывшим из очередного отпуска. Однако следствием установлено, что в тот день он еще был в Москве. Это подтверждается показаниями свидетелей и записями камер видеонаблюдения. В Грозный Дадаев уехал только 1 марта.
По мнению Тутевича, эти факты могут свидетельствовать как о «небрежном отношении к исполнению своих обязанностей кадровой службой» части и лично Алибеком Делимхановым, так и «о намеренном искажении действительности с целью сокрыть причастность Дадаева к убийству Немцова».
Повторный допрос
Представление Тутевича легло в основу ходатайства адвоката Жанны Немцовой Вадима Прохорова, которое он подал в Басманный суд 17 мая. Как говорится в документе, который есть в распоряжении РБК, защитник просит допросить Золотова, чтобы прояснить все, о чем написал глава следственной группы.
Прохоров указывает, что несколько обвиняемых в убийстве Немцова были военнослужащими внутренних войск. «[Они] явно располагали информацией о заказчиках и организаторах убийства и находились в непосредственном подчинении у главнокомандующего внутренними войсками МВД», — отмечается в ходатайстве.
Адвокат подчеркивает, что Золотова связывают с Кадыровым неформальные отношения. В документе говорится, что они встречались в то время, когда следователи искали в Чечне Геремеева и его водителя Руслана Мухудинова, который, по данным СКР, спланировал покушение. Встреча подтверждается записями в аккаунтах Кадырова в социальных сетях.
Записи с камер
Адвокат Прохоров в своем ходатайстве обращает внимание, что с 2000 по 2013 год Золотов был заместителем директора ФСО, поэтому он может обладать сведениями об «оснащенности видеокамерами ФСО Большого Москворецкого моста, а также о том, каким образом эти видеозаписи могли исчезнуть после убийства Бориса Немцова».
16 мая два собеседника РБК, знакомые с ходом расследования, рассказали, что в материалах упоминается три камеры видеонаблюдения, которые должны были зафиксировать покушение, однако записей с них нет в деле. Ранее в ФСО заявили, что территория моста, где был убит оппозиционер, не является охраняемым объектом и у ведомства нет записей с камер наблюдения.
5 ноября 2015 года адвокаты Жанны Немцовой уже обращались к следствию с аналогичным ходатайством, но тогда им было отказано в допросе Золотова. Как говорится в материалах дела, сотрудники СКР не нашли оснований для допроса командующего внутренними войсками МВД. Сейчас адвокаты просят суд отменить решение СКР и допросить Золотова и Алибека Делимханова.
Борис Немцов был убит поздно вечером 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту в Москве. Непосредственными исполнителями следователи считают семь человек. Пять из них были задержаны — это Заур Дадаев, Анзор Губашев, Хамзат Бахаев, Шадид Губашев и Темирлан Эскерханов. Шестой, Беслан Шаванов, был убит при задержании, а седьмой, боец батальона «Север» МВД Чечни Руслан Мухудинов, обвинен заочно.