NYT узнала, почему США решили вмешаться в конфликт Индии и Пакистана

Сотрудники администрации президента США Дональда Трампа изначально не хотели вмешиваться в индо-пакистанский конфликт, но впоследствии изменили мнение из опасений риска ядерной эскалации, сообщает The New York Times.
На этой неделе вице-президент Джей Ди Вэнс заявил в интервью Fox News, что конфликт, «по сути, не касается» США, но Вашингтон надеется на восстановление мира. Однако позже и Вэнс, и госсекретарь Марко Рубио, который совмещает эту должность с обязанностями советника президента по нацбезопасности, занялись темой вплотную. Причиной стал масштабный воздушный бой двух стран, в котором участвовало более сотни истребителей, а также индийский удар по авиабазе ВВС Пакистана Нур-Хан
База в городе Равалпинди недалеко от Исламабада служит одним из центральных транспортных узлов для пакистанских военных. Она расположена рядом со штаб-квартирой Управления стратегического планирования Пакистана, которое контролирует ядерный арсенал страны (по данным Ассоциации по контролю над вооружениями, у Пакистана на вооружении есть 170 ядерных боеголовок, а у Индии — 172).
По словам бывшего американского чиновника, специализирующегося на Пакистане, Исламабад больше всего опасается, что будет «обезглавлено» военное командование, отвечающее за ядерное оружие. Собеседник полагает, что ракетный удар по Нур-Хану можно было бы истолковать как предупреждение, что Индия готова пойти на такой шаг.
10 мая, после индийских ударов по ряду военных объектов Пакистана, премьер Шахбаз Шариф созвал экстренное заседание Национального командного органа, который контролирует ядерный арсенал. Однако в тот же день министр обороны Пакистана Хаваджа Асиф заявил, что ядерный вариант «сейчас не рассматривается», а глава Министерства планирования и развития Ахсан Икбал выразил надежду, что «нарушения ядерного порога» не произойдет.
В Вашингтоне следили за развитием событий и заявлениями Индии и Пакистана, у американских чиновников появились серьезные опасения, «что конфликт рискует выйти из-под контроля», пишет NYT. Вэнс позвонил премьеру Индии Нарендре Моди, а Рубио — командующему ВС Пакистана Сайеду Асиму Муниру и министрам иностранных дел обеих стран. Высокопоставленный сотрудник пакистанской разведки в разговоре с NYT положительно оценил посреднические усилия американцев, в первую очередь Рубио. По его словам, вмешательство США было необходимо, а «последний шаг сделал президент»: Трамп накануне объявил, что стороны договорились о прекращении огня.
Несмотря на договоренность, Индия и Пакистан обвиняют друг друга в нарушениях.
Очередное обострение между странами произошло после теракта в Пахалгаме на спорной территории Джамму и Кашмир, в результате которого погибли 26 человек. Нью-Дели возложил ответственность на пакистанскую сторону и в ночь на 7 мая объявил об операции «Синдур» против «террористической инфраструктуры» в соседней стране. Исламабад отверг обвинения и начал ответную операцию «Баньян уль-Марсус».
Читайте РБК в Telegram.