Обогащение Ирана: к чему ведет приостановка ядерной сделки с Тегераном
1. Почему Иран решил приостановить выполнение ядерного соглашения
«Сегодня мы прекращаем продажу наших запасов обогащенного урана и тяжелой воды», — заявил президент Ирана Хасан Роухани на встрече с правительством 8 мая. Согласно заключенному в 2015 году Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по урегулированию кризиса вокруг иранской ядерной программы страна может хранить у себя 300 кг обогащенного урана и 130 т тяжелой воды, а излишки должна продать.
Тегеран готов вернуться к исполнению этих обязательств, если в течение 60 дней участники СВПД исполнят его ожидания от плана, особенно в части продажи нефти и банковских операций. В 2015 году СВПД подписали Иран, США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия. Однако ровно год назад президент США Дональд Трамп объявил о выходе из соглашения, после чего Вашингтон восстановил большинство санкций, которые были сняты после подписания СВПД. Иран был отключен от SWIFT, а 2 мая 2019 года было прекращено действие исключений из санкций на покупку иранской нефти для нескольких стран, среди которых Китай, Индия, Япония и Южная Корея.
Соглашение должно быть либо выигрышным для всех, либо проигрышным тоже для всех, заявил Роухани.
Если за 60 дней участники СВПД не найдут устраивающего Иран решения, Тегеран примет еще две меры, пообещал Роухани, — перестанет соблюдать лимит на уровень обогащения урана (установлен в 3,67%) и определит судьбу реактора в Араке, который Иран должен модернизировать при поддержке участников СВПД так, чтобы на нем нельзя было производить оружейный плутоний.
Среди многочисленных ограничений и лимитов, наложенных на Иран СВПД, названные Роухани меры не самые главные, но немаловажные, сказал РБК руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов. До заключения соглашения Иран накопил почти 20 т обогащенного урана, что особенно беспокоило международное сообщество, так как первые стадии обогащения самые трудоемкие: после того как уран обогащен до 3%, довести его до оружейного уровня обогащения можно довольно быстро, пояснил эксперт. С тем запасом, который Иран накопил, ему хватит трех месяцев на создание нескольких ядерных боеприпасов, а соглашение 2015 года отодвигало на гораздо более длительный срок эту возможность. Пока Тегеран не отказался от выполнения основных пунктов СВПД — сокращения числа центрифуг и превращения подземного засекреченного завода «Фордо» в научно-исследовательский центр, указывает Арбатов.
Иран подчеркивает, что приостановка исполнения части обязательств возможна в соответствии с самим соглашением и не является его нарушением.
2. Что Иран хочет от партнеров по СВПД
Представители Ирана рассчитывают на выполнение партнерами их обязательств, особенно в части сохранения экономического сотрудничества. Министр иностранных дел республики Джавад Зариф, который в день выступления Роухани находился в Москве на переговорах с российским коллегой Сергеем Лавровым, заявил, что из всех подписантов только Иран, Россия и Китай выполняют обязательства по СВПД. Другие страны, по его словам, только заявляют о приверженности, но ничего не делают. Иран рассчитывает своим демаршем произвести эффект прежде всего на Европу, а также на США и показать, что не будет ограничиваться риторикой, считает Арбатов.
В течение года после того, как Вашингтон вышел из соглашения, европейские участники СВПД искали возможность обезопасить свои торговые отношения с Ираном от американских санкций. 30 января этого года в Париже был зарегистрирован INSTEX SAS — Instrument in Support of Trade Exchanges («Инструмент в поддержку торговых обменов»). Он предназначен для поддержки торговли европейских компаний с Ираном. Главой INSTEX SAS стал немецкий банкир Пер Фишер. Предполагалось, что этот механизм позволит Евросоюзу продолжить закупки иранской нефти, подпадающие под санкции США. Но в итоге он в основном помогает малым и средним европейским предприятиям, поддерживая экспорт в Иран неподсанкционных товаров — медикаментов, продовольствия. Он оказался гораздо менее эффективным и всеохватным, чем планировалось, но даже в таком ограниченном виде функционировать не начал, заметил в среду Лавров. По словам главы МИДа, Россия продолжит убеждать европейских партнеров в том, что они должны выполнить свои обещания. Иран прежде всего заинтересован в продаже нефти, напомнил он.
Европейские партнеры в среду о своих дальнейших действиях не говорили. Британский министр по Азиатскому и Тихоокеанскому регионам Марк Филд заявил, что Лондон призывает Иран не идти по пути нарушения других обязательств. Представитель правительства Германии Штеффан Зайберт заметил, что в реализации INSTEX достигнут прогресс, но осталось принять еще ряд мер. В понедельник, 13 мая, министры иностранных дел ЕС встретятся на очередном саммите и обсудят ситуацию, пока все находятся на стадии изучения ситуации, цитирует Financial Times высокопоставленного чиновника Евросоюза.
3. К каким компромиссам готова Европа
Европейским участникам СВПД придется принять непростое решение, учитывая давление со стороны Ирана и США, указывают опрошенные РБК эксперты. Возобновление иранской ядерной программы и выход из Договора о нераспространении ядерного оружия, о возможности которого заявили источники иранского телеканала Press TV, близкие к президенту Роухани, чреваты новой войной на Ближнем Востоке. Так что Европе придется решить, готова ли она идти на конфронтацию с США и оказать давление на свои промышленность и бизнес с целью исполнять положения СВПД, говорит Арбатов.
Иранское руководство в течение года повторяло, что если оно не начнет получать выгоды от СВПД, то будет вынуждено пойти на ответные меры; неудивительно, что спустя год страна, которая хочет сохранить свой статус региональной державы, на них пошла, замечает научный сотрудник НИУ ВШЭ Юлия Свешникова. Тем более что Иран оказался в заложниках: до согласования СВПД у страны была перспектива дипломатического урегулирования, а сейчас ситуация в экономике не улучшилась, давление усилилось, а перспективы нового соглашения нет, продолжает эксперт. Россия, по словам Свешниковой, постарается обсудить с европейцами возможность расширения INSTEX, но это вряд ли удастся, так как ЕС не может выдать директиву компаниям и предпринимателям, которые самостоятельно принимают решения, учитывая возможные санкции.
Найти за 60 дней решение невозможно, но можно понять, готовы ли другие страны его искать в условиях продолжающегося давления со стороны США, замечает независимый эксперт по Ближнему Востоку Дмитрий Фроловский.
США в среду показали, что отказываться от санкционного давления не собираются. «Мы продолжим оказывать максимальное давление на режим до тех пор, пока он не откажется от своих дестабилизирующих амбиций», — сказал в ходе телефонного брифинга спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук. «Если вы банк, инвестор, страховая компания или другой бизнес в Европе, вы должны знать, что принимать участие в специальном механизме — это очень плохое деловое решение», — заявил спецпомощник американского президента Тим Моррисон (его цитирует Reuters). По его словам, новые санкции будут введены очень скоро.