Как будет работать европейский механизм торговли с Ираном
Что за компания?
- Компания INSTEX SAS, что расшифровывается как Instrument in Support of Trade Exchanges («Инструмент в поддержку торговых обменов»), зарегистрирована 30 января в Париже и предназначена для торговли европейских компаний с Ираном, несмотря на санкции США.
- INSTEX зарегистрирована по адресу французского Министерства экономики и финансов, следует из парижского реестра компаний. Главой компании станет немецкий банкир Пер Фишер — помимо прочего он занимает пост независимого директора ростовского банка «Центр-инвест». Наблюдательный совет будет состоять из трех человек — постоянного секретаря британского МИДа Саймона Макдональда, французского дипломата Мориса Гурдо и немецкого дипломата Мигеля Бергера.
Великобритания, Германия и Франция («евротройка») в 2015 году от имени Европы подписали соглашение об ограничении ядерной программы Ирана в обмен на снятие с него санкций — договор, из которого президент США Дональд Трамп вышел в мае 2018 года. После этого США заново ввели односторонние экономические санкции против Ирана, а Евросоюз продолжил поддерживать ядерную сделку. «Евротройка», Россия и Китай считают, что Иран по-прежнему соблюдает условия соглашения.
- Создание SPV-компании для торговли с Ираном должно быть одобрено всеми 28 членами Евросоюза, но пока непонятно, когда это произойдет. 28 января сообщалось, что Испания возражает против формулировок совместного заявления относительно запуска SPV.
- Иран в рамках механизма торговли с ЕС должен создать «зеркальную» систему, которая будет организовывать расчеты в риалах для иранских компаний, заявил замминистра иностранных дел страны Аббас Аракчи. Он также сообщил, что в перспективе к системе могут подключиться неевропейские страны и компании, передало иранское информагентство Tasnim.
Почему проект лишился амбиций?
- INSTEX реально заработает не раньше чем через несколько месяцев — понадобится еще урегулировать технические детали, сообщил Reuters. И масштаб ее работы будет совсем не таким значительным, как представлялось ранее. Изначально предполагалось, что механизм позволит Евросоюзу продолжить закупки иранской нефти, попадающие под санкции США, но Европа сейчас вполне обходится без иранских углеводородов. Амбиции авторов проекта были сильно урезаны: механизм, по крайней мере на первых порах, будет адресован малым и средним европейским предприятиям и рассчитан на экспорт в Иран неподсанкционных товаров — медикаментов, продовольствия.
- Иными словами, Европа не хочет конфронтации с США по поводу иранских санкций. Ранее администрация Трампа предостерегала ЕС от попыток обойти американские санкции против Ирана. Европейские компании, торгующие с Ираном подсанкционными товарами, «рискуют серьезными последствиями, которые могут включать потерю доступа к финансовой системе США и способности вести бизнес с американскими компаниями», предупредил 31 января Госдепартамент США.
- Поставка гуманитарных товаров (сельскохозяйственной продукции, продовольствия, лекарств и медицинских изделий) в Иран и так разрешена санкционным режимом США, хотя на практике американцы не поставляют туда эту продукцию, а компании из других стран испытывают сложности с поставками из-за нежелания банков связываться с Ираном.
«[Механизм] не изменит ситуацию драматически, но это важный политический сигнал Ирану, что мы настроены на сохранение иранской ядерной сделки, а также Соединенным Штатам, что мы защищаем наши интересы, несмотря на экстерриториальные санкции», — прокомментировал Reuters один из европейских дипломатов на условиях анонимности.
- Детали, как будет функционировать механизм, не ясны, но наблюдатели ранее описывали его как фактически «клиринговую палату» для бартерных сделок между европейскими компаниями и Ираном. Соответственно, никаких транзакций в долларах происходить не будет, не понадобятся и банки. В декабре Евросоюз представил «дорожную карту» по снижению доли доллара в европейских транзакциях.
- Непонятно, будет ли кто-либо вообще пользоваться системой INSTEX, сомневается The New York Times. Американские чиновники утверждали, что европейский механизм не позволит увеличить торговлю ЕС с Ираном. Министр иностранных дел Бельгии Дидье Рейндерс сказал 31 января, что в конце концов предстоит решать европейским компаниям, готовы ли они торговать с Ираном, рискуя оказаться под американскими санкциями.