Протесты откладываются: как кризис переживают в регионах России
Аналитики фонда «Петербургская политика» в ежемесячном рейтинге социально-политической устойчивости отмечают, что январь стал временем постепенной и напряженной адаптации регионов к изменению экономической конъюнктуры. Авторы отмечают, что, столкнувшись с необходимостью принимать оперативные меры по ограничению роста цен, рычаги для которого остаются ограниченными, региональные власти не имели возможности сконцентрироваться на других социально-экономических приоритетах. В частности, им пришлось смириться со случаями приостановки работы отдельных предприятий и сокращения персонала.
Одна из болевых точек в новом году – владельцы валютной ипотеки, неспособные платить по долгам. «Интенсивность шапкозакидательских заявлений о скором улучшении экономической ситуации заметно снизилась, что стало следствием общего нарастания внутриэлитной тревожности», – говорится в докладе.
Аналитики зафиксировали примеры негативного влияния экономического кризиса на жизнь в российских регионах. Это сокращение на предприятиях или приостановка их работы. Так, перестали действовать несколько вагоностроительных заводов, остановился конвейер автозавода General Motors в Петербурге в связи с падением спроса.
Приостановился запуск новых проектов, которые должны были дать региону как новые рабочие места, так и деньги в бюджет. Это касается как сельского хозяйства (например, в Белгородской области компания «Агро-Белогорье» сообщила о приостановке ряда инвестпроектов из-за высокой стоимости валюты и повышения ключевой ставки Центробанком), так и промышленности: отказ испанского холдинга Grupo Antolin от планов по строительству завода автокомпонентов.
Проблемы с деньгами вынудили региональные власти отказаться от услуг дочерних компаний РЖД, занимающихся пригородным сообщением. Электрички больше не ходят в Псковской и Вологодской областях, проблема сокращения пригородных поездов касается Тульской, Ленинградской, Тверской, Новгородской, Пензенской, Амурской и Белгородской областей, а также Забайкальского края.
Наконец, возникает напряжение, связанное с потенциальным выполнением государственных социальных обязательств, констатируется в докладе. Так, 29 января губернатор Амурской области Олег Кожемяко предложил премьер-министру Дмитрию Медведеву объявить мораторий на проявление кризиса.
Авторы доклада пишут, что ожидание роста социальных протестов переносятся: по одним оценкам, на весну, по другим, на осень 2015 года. Но в целом рост неопределенности пока скорее провоцирует апатию и депрессию у широких слоев населения, нежели нарастание активности. Сказываются и попытки переключения повестки дня на внешние темы: события на Украине, критика религиозных карикатур и т.д.
«Пока реакция населения оставалась достаточно сдержанной, тактически для власти это неплохо, что виновник не появился, стратегически – неясно, кого население выберет в качестве виноватого», – говорит президент фонда Михаил Виноградов. Традиции социальных протестов ослаблены за последние 15 лет, а эйфория начала прошлого года постепенно исчезает, что приведет к всплеску активности или депрессии, отмечает он. «Но количество негативных новостей остается высоким и касается большого числа регионов. В этом плане власть впадает в зону рисков, поскольку граждане в целом склонны завышать возможности государства», – резюмирует Виноградов.