Путин объяснил, почему спецоперация не могла начаться в 2014-м

Россия в 2014 году была не готова к противостоянию с коллективным Западом, поэтому начинать военную операцию на Украине тогда было «нереалистично», заявил Владимир Путин в интервью журналисту ВГТРК Павлу Зарубину. Фрагмент интервью приводят «Вести».
По его словам, Россия не могла «приступить к каким-то резким движениям», не проведя «соответствующую работу в сфере безопасности, в сфере строительства вооруженных сил и в сфере экономики и финансов». Путин добавил, что «мы специально не готовились к этому: мы искренне стремились все-таки решить проблему Донбасса мирными средствами».
Отвечая на вопрос, нужно ли было начинать военную операцию в 2014 году, Путин заявил, что тогда Россия не была готова к «фронтальному противостоянию со всем коллективным Западом» и это «требовало серьезной подготовки к развитию ситуации именно в таком плане».
Во время прямой линии в декабре прошлого года президент, отвечая на вопрос, изменил бы он свое решение, если бы вернулся в февраль 2022-го, сказал, что начинать спецоперацию и готовиться к ней нужно было раньше. Позже он пояснил, что к такому выводу пришел, поскольку страны Запада давали Украине возможность подготовиться к боевым действиям задолго до начала конфликта.
До этого Путин объяснял, что Россия не начала военную операцию раньше, поскольку надеялась, что минские соглашения будут соблюдать все стороны, заключившие договоренности.
Минские соглашения были заключены в 2014–2015 годах Трехсторонней контактной группой по урегулированию ситуации в Донбассе, состоящей из представителей Украины, России и ОБСЕ. Подписывали документ Путин и тогдашние лидеры Украины, Франции и Германии — президенты Петр Порошенко и Франсуа Олланд, а также канцлер Ангела Меркель.
Договоренности закрепили обязательство сторон конфликта прекратить огонь, отказаться от размещения в районе буферной зоны тяжелого вооружения, обменять пленных по принципу «всех на всех». Киев должен был принять закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей и провести там выборы с учетом позиции представителей республик Донбасса. Большинство договоренностей впоследствии не выполнялись.
В декабре 2022 года в интервью Zeit Меркель рассказала, что минские соглашения заключались, чтобы «дать Украине время», и Киев использовал его, «чтобы стать сильнее». Олланд тогда поддержал экс-канцлера, сказав, что договоренности заморозили конфликт Москвы и Киева, что позволило Украине укрепить армию и «на время остановило наступление россиян».
Путин заявил, что слова политиков разочаровали его, все участники соглашения «обманывали» Россию, а переговоры велись для «накачки» Украины западным оружием. Отказ Киева от минских соглашений он назвал «непосредственным триггером» для начала полномасштабных боевых действий на Украине. В 2023 году он отмечал, что сроки начала военной операции затрагивают в том числе «нашу готовность к каким-то более серьезным действиям, чем действия в рамках так называемой Крымской весны».
Читайте РБК в Telegram.