Greenpeace назвал прорывные и «ложные» «зеленые» решения регионов
Где власти начали готовиться к переходу к безуглеродной экономикеСахалинская область, Хабаровский край, Ленинградская область и Москва возглавили рейтинг открытости регионов России к «зеленому» курсу, составленный российским отделением Greenpeace (есть в распоряжении РБК). Рейтинг показывает включенность субъектов Федерации в климатическую повестку, активность их действий по снижению выбросов парниковых газов, а также готовность предоставлять соответствующую информацию общественности.
В основе исследования лежат данные, полученные Greenpeace из официальных ответов властей регионов на его запросы. Ключевые критерии — количество «зеленых» мер в области возобновляемой энергетики, развития общественного электротранспорта и сокращения образования отходов. Методика расчета рейтинга также учитывает такие факторы, как число прорывных и «ложных» решений, а также стремление к сотрудничеству с Greenpeace.
Лидеры по «зеленым» мерам
Лидерство Сахалинской области обусловлено тем, что она стала первым регионом России, власти которого поставили цели добиться углеродной нейтральности, то есть сокращения выбросов углекислого газа до нуля, указывается в исследовании Greenpeace. В регионе также заявили о планах по производству самого экологичного «зеленого» водорода (получается путем электролиза за счет электроэнергии от возобновляемых источников). Среди других мер — льготные тарифы и развитие зарядной сети для электрокаров, поддержка мусороперерабатывающих предприятий.
Второе место в рейтинге поделили Хабаровский край и Ленинградская область. В качестве положительных мер в Хабаровском крае экологи отметили мероприятия по сокращению образования отходов и использование продукции из вторсырья в муниципалитетах. Прорывным решением эксперты Greenpeace сочли отопление помещений с помощью «тепловых насосов» на возобновляемых источниках энергии в Ленинградской области.
Замыкает первую тройку рейтинга Москва, где городские власти анонсировали полный переход на электрический общественный транспорт — электробусы. «Такая мера позволит улучшить качество воздуха в городах и придерживаться мировой повестки низкоуглеродного развития в транспортном секторе», — отмечают эксперты Greenpeace.
В десятку наиболее открытых «зеленому» курсу регионов вошли также Удмуртская республика, Белгородская, Томская и Ульяновская области, Республика Карелия, Ямало-Ненецкий автономный округ. В Удмуртии авторы рейтинга отметили приоритет товаров многоразового использования при проведении массовых мероприятий, а в Белгородской области — преподавание в вузах дисциплин, связанных с возобновляемой энергетикой.
Регионы вне низкоуглеродной повестки
На последнем месте рейтинга открытости к «зеленому» курсу оказались Республика Адыгея, Воронежская и Тверская области. Они не ответили на запросы Greenpeace и не предоставили информацию о мерах по снижению выбросов. В числе аутсайдеров также Амурская и Ростовская область — по оценке организации, регионы не включены в климатическую повестку.
РБК направил запрос в пресс-службу главы Адыгеи, правительств Воронежской и Тверской области.
На практике ни один регион России пока не следует полностью тому, что необходимо сделать для стабилизации климата и достижения углеродной нейтральности, сказала РБК координатор проектов по климату и энергетике Greenpeace, один из авторов доклада Полина Каркина. По ее словам, низкоуглеродная повестка сейчас не очень популярна в регионах. «Нет понимания, что нужно идти в сторону возобновляемых источников. Тем не менее, есть прорывные инициативы, которые важно отмечать и поддерживать», — добавила она.
По мнению директора программы «Климат и энергетика» WWF России Алексея Кокорина, российские регионы не стоит «судить строго» — у них разные финансовые возможности и нужды. Эксперт отметил, что движение к снижению углеродного следа — «сложный клубок», который требует изменений в энергетике, работе крупных компаний в регионе, модернизации транспорта. «Нужно смотреть, что эксперимент по регулированию может дать конкретному региону», — заключил он.
Рекомендации и «ложные» решения
К числу «зеленых» мер часть регионов отнесли те, которые, по оценке Greenpeace, являются «ложными», указывается в докладе. Так, к наиболее массовым «ложным» решениям авторы причислили газификацию транспорта, электроэнергетики и теплового хозяйства, сжигание твердых коммунальных отходов и использование бумажных пакетов как альтернативы пластиковым. «Мы исходим из анализа технологий и говорим про те, которые приносят наименьший вред природе и не будут временной мерой», — сказала Каркина. По ее мнению, нужно вкладываться в меры, которые позволят решить, а не сгладить проблему.
Регионам нужно установить целевой показатель по увеличению доли возобновляемых источников энергии до 20%, постепенно прекратить использовать дизельное топливо как источник энергии и оказывать поддержку бизнесу и общественным инициативам, которые работают по принципу «ноль отходов», указывается в докладе. Авторы рекомендуют региональным властям внедрять раздельный сбор отходов, компостирование и переработку, а также развивать электрический и водородный общественный транспорт.
Ранее Минэкономразвития подготовило стратегию долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов. В базовом сценарии Россия снизит выбросы парниковых газов к 2050 году на 36% (от уровня 1990 года), до 2 млрд т эквивалента СО2.