Ущерб на сотни миллиардов: чем обернулись годы войны для экономики Сирии
Сколько потеряла Сирия
Сирия до начала военного конфликта в 2011 году была близка к тому, чтобы перейти из разряда стран с доходами ниже среднего уровня в разряд стран с уровнем дохода выше среднего, рассказал РБК Абдалла аль-Дардари, старший советник Всемирного банка по реконструкции и модернизации в странах Ближнего Востока и Северной Африки, в ходе конференции «Ближний Восток: когда наступит завтра?», организованной Международным дискуссионным клубом «Валдай».
В соответствии с разработанной до конфликта в стране «дорожной картой» «Сирия-2025», достижение этих показателей было возможным в рамках трех пятилетних планов. «По моим личным оценкам, провал этих планов — это одна из крупнейших потерь для Сирии, у которой была реальная возможность совершить существенный качественный скачок в истории экономического развития страны», — сообщил аль-Дардари, занимавший пост вице-премьера Сирии с 2005 по 2011 год.
По его словам, восполнить эту потерю в ближайшее время по всем экономическим подсчетам представляется практически невозможным, на это потребуется от 50 до 60 лет непрерывной работы при условии, что темпы роста экономики будут в два раза превышать показатели довоенного периода. «На сегодняшний день ВВП Сирии не превышает $24 млрд. Социальная и экономическая комиссия ООН по Западной Азии (ESCWA) рассчитала один из возможных сценариев восстановления экономики: чтобы вернуть ВВП хотя бы к показателям довоенного периода ($60,2 млрд), необходимы инвестиции на сумму не менее $200 млрд. На это потребуется как минимум десять лет, но это при условии, что война закончится прямо сейчас», — говорит аль-Дардари.
В соответствии с исследованием ESCWA, опубликованном в 2016 году, совокупные экономические потери Сирии в период с 2011 по 2015 год оцениваются в $259,6 млрд, из них около $169,7 млрд — упущенный рост ВВП (разница между фактическим и ожидавшимся ростом экономики), еще $89,9 млрд — потеря основного капитала. За эти пять лет реальный ВВП страны сократился на 55% — с $60,2 млрд до $27,2 млрд (в ценах 2010 года). Охватившие территорию всей страны боевые действия, международные санкции, а также падение экономической активности по всей Сирии затронули все отрасли экономики, особенно аграрно-сырьевую индустрию, в том числе производство продуктов питания, а также нефтяную промышленность.
Проблемы восстановления
Аль-Дардари обращает внимание на то, что на международных переговорах по Сирии сейчас вопросу экономического восстановления страны практически не уделяется внимания. На женевских переговорах на данный момент ведется работа по трем направлениям: обсуждение будущей конституции, переходного правительства и проведения выборов; обсуждать экономические вопросы можно будет только после достижения прогресса по ним, указывает он. Однако достижение договоренностей по постконфликтному восстановлению и развитию страны может оказаться еще более сложным, чем достижение политических договоренностей, считает аль-Дардари.
«Проблема в первую очередь заключается в отсутствии стабильности. Несмотря на то что сейчас действует режим прекращения огня, политический процесс пока очень хрупкий, и трудно сказать, насколько он будет устойчивым. В условиях таких рисков никто не будет вкладываться в экономику страны», — согласна эксперт Института востоковедения РАН Ирина Звягельская. Президент Сирии Башар Асад не раз говорил, что Дамаск при восстановлении Сирии будет опираться на Россию, Китай, Иран, так как именно эти страны поддерживают страну.
Возвращение Пальмиры
2 марта сирийские войска при поддержке ВКС России освободили от боевиков запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство» Пальмиру, сообщил министр обороны Сергей Шойгу президенту России Владимиру Путину. Накануне сообщалось, что сирийская армия заняла историческую часть Пальмиры, после чего бои шли на окраинах города.
В марте прошлого года сирийцы при поддержке ВКС России уже освобождали город, захваченный ИГ в 2015 году. По случаю освобождения в начале мая прошлого года симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал концерт в стенах древнего амфитеатра Пальмиры. После концерта Гергиев и виолончелист Сергей Ролдугин были награждены орденом Александра Невского за «особые заслуги в подготовке и проведении важных гуманитарных внешнеполитических акций, способствующих укреплению мира и дружбы между народами». Однако в декабре прошлого года боевики ИГ вновь захватили город.
За время первой оккупации Пальмиры боевики взорвали Триумфальную арку с колоннадой, храм Баалшамина II века и святилище верховного семитского божества Бэла. Был разграблен Национальный музей и пальмирский некрополь, уничтожена знаменитая статуя афинского льва — уникальное произведение искусства высотой более 3 м, статуя считалась изображением покровителя древнего города и его жителей. Вторая оккупация принесла новые разрушения. В феврале Минобороны России опубликовало видеодоказательства уничтожения боевиками ИГ фасада римского амфитеатра и тетрапилона — главных достопримечательностей древнего города. По данным военного ведомства, террористы взорвали процениум — центральную часть древнего римского театра и колонны тетрапилона (прямоугольного здания, возведенного в 270 году).