Рост преступности в России связали с экономическим кризисом
За последние девять месяцев суды рассмотрели на 4,5% больше уголовных дел, чем за тот же период годом ранее. Такую статистику во вторник озвучил председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, выступая на Совете судей. Он рассказал, что число подсудимых превысило 740 тыс. человек.
Но каждый четвертый из них был освобожден судом, а его дело — прекращено, уточнил председатель ВС.
По данным Лебедева, на 6% выросло и число арестов. С января по сентябрь следственные органы подали в суды 114 тыс. ходатайств о помещении под стражу, из которых 91% были удовлетворены. А в следственные изоляторы были отправлены 104 тыс. человек, рассказал Лебедев. На 10% увеличилось и количество ходатайств о продлении арестов.
Лебедев попросил председателей высших судов регионов проанализировать эти цифры и представить в течение месяца отчеты в Верховный суд. Он отметил, что суды должны тщательнее проверять доводы следствия о необходимости продления ареста. «Если следователь не производит никаких действий, пока обвиняемый находится в СИЗО, то сомнительно решение суда о продлении ареста», — выступал Лебедев.
В последние годы в судах прослеживалась тенденция по сокращению уголовных дел, следует из статистики Судебного департамента при Верховном суде. Так, в 2012 году суды рассмотрели 941 тыс. дел, в 2014 году — 930 тыс. дел.
Тенденция изменилась только в этом году. Одновременно органы внутренних дел фиксируют рост преступности. За первые девять месяцев 2015 года почти на 7% выросло количество зарегистрированных преступлений сотрудниками полиции. Их общее число составило 1,75 млн дел, следует из официальной статистики МВД. За аналогичный период 2014 года число новых уголовных дел, наоборот, сократилось почти на 2%.
По мнению юристов, пока рано говорить о всплеске преступности, но рост криминала налицо. Адвокат Алексей Михальчик уверен, что рост преступлений напрямую связан с экономическим кризисом в стране. «Играет роль социальный фактор, люди становятся беднее, им нечем выплачивать долги и ипотеки, эти обстоятельства могут толкать их на преступления», — считает Михальчик.
Адвокат Владимир Жеребенков, в прошлом старший следователь МВД, также считает, что рост преступности в первую очередь произошел из-за экономического фактора. «Уровень жизни сильно упал, трудовые мигранты остались без работы, малый бизнес почти уничтожен, естественно, люди начинают воровать, — рассуждает юрист. — У людей нет уверенности в завтрашнем дне, доминирует агрессия в обществе».
По мнению члена президентского Совета по правам человека, руководителя организации «Комитет против пыток» Игоря Каляпина, рост уголовных дел может быть также связан с репрессивной политикой госорганов. «Но это не обязательно плохо. Вероятно, стали наказывать за то, на что раньше смотрели сквозь пальцы, например стало больше дел по коррупции», — считает Каляпин.