Москва предупредила США о последствиях ареста имущества по делу ЮКОСа
Российское внешнеполитическое ведомство предупредило Госдеп США о последствиях признания вердикта Гаагского арбитража по делу ЮКОСа и применения обеспечительных мер для его исполнения на территории США. В распоряжение «Коммерсанта» попало письмо Госдепа акционерам ЮКОСа — Hulley Enterprises Ltd, Yukos Universal Ltd и Veteran Petroleum Ltd — в котором американские дипломаты рассказали о реакции Москвы на начало судебной тяжбы в США по этому делу.
«Любые попытки применения обеспечительных и исполнительных мер в отношении находящегося на американской территории российского имущества будут рассматриваться РФ как основание для принятия в отношении США, их граждан и юридических лиц адекватных и соразмерных ответных шагов», — говорилось в ноте российского МИДа, которую процитировал Госдеп в письме акционерам ЮКОСа.
Как уточняет газета, в МИДе дали понять, что власти РФ, «рассчитывая на справедливое правосудие», предполагают оспорить «в компетентном американском суде» требования истцов о признании и приведении в исполнение на территории США гаагских решений.
Как ранее писал РБК, американская сторона уведомила Россию о начале судебного процесса о признании решения Гаагского арбитража в США. По американским законам, у России есть два месяца (60 дней), чтобы ответить на поданный иск, срок истекает 20 августа.
Истцы попросили американский суд подтвердить решение Гаагского арбитража в США, по которому Россия должна выплатить им $50 млрд. Истцы считают, что «Российская Федерация не обладает иммунитетом от юрисдикции этого суда, поскольку действуют по меньшей мере два исключения для суверенного иммунитета»: во-первых, арбитражное решение регулируется международной нью-йоркской Конвенцией; во-вторых, согласие России на арбитражное разбирательство в Гааге означало косвенный отказ от права на суверенный иммунитет.
Если бывшим акционерам ЮКОСа удастся убедить суд в своей правоте, то они получат право обращать взыскания на государственные коммерческие активы России в США в счет компенсации, которую Россия платить отказалась.
По мнению российской стороны, Гаагский арбитраж не имел компетенции для рассмотрения спора, его решения приняты на основании международного договора, участницей которого Россия не являлась, по спору, который не подпадает под его действие.
По законодательству США и Великобритании, обеспечительные аресты имущества нельзя проводить до завершения процедуры признания решения в местных судах. Глава GML Тим Осборн в разговоре с РБК в июне замечал, что этот процесс может занять несколько лет.
По состоянию на 1 июля сумма компенсации акционерам ЮКОСа составляет $50,49 млрд с учетом набежавших штрафных процентов. Россия отказалась признавать это решение и обжаловала его в окружном суде Гааги.