Бей агентов: какие трудности испытывают самые известные правозащитники
Треть организаций, включенных в реестр «иностранных агентов», в ближайшее время будет самоликвидирована. Это, как правило, небольшие организации, остановка финансирования которых вынудила их прекратить существование. Более крупные и известные – «Голос», «Агора», «Мемориал» и др. – вынуждены перерегистрироваться или оспаривают решения об их включении в реестр в судах.
«Голос»
Именно против «Голоса» было заведено первое дело об игнорировании требования зарегистрироваться в качестве «иностранного агента». В апреле 2013 года Пресненский суд Москвы наложил на НКО штраф в 300 тыс. рублей, признав, что организация получила грант от Норвежского Хельсинкского комитета, но в качестве «иностранного агента» не зарегистрировалась. Оштрафована на 100 тыс. рублей была также бывший руководитель «Голоса» Лилия Шибанова. В июне 2014 года Минюст внес организацию в список «иностранных агентов». После этого «Голос», существовавший тогда в юридической оболочке ассоциации НКО «В защиту прав избирателей «Голос», перерегистрировался в качестве «Движения в защиту прав избирателей «Голос». В минувшем сентябре Мосгорсуд не нашел оснований для признания ассоциации «Голос» «иностранным агентом» и отменил постановления о штрафах для организации и ее руководителя.
«Мемориал»
В конце сентября Минюст обратился в Верховный суд с иском о ликвидации Общероссийского правозащитного общества «Мемориал», объединяющего 56 неправительственных организаций. Текст иска правозащитники еще не видели, но считают, что претензии те же, что прежде: недовольство структурой организации. Если суд встанет на сторону ведомства, общероссийскому «Мемориалу» придется заново регистрироваться, а 17 его отделений в регионах могут закрыться. Общероссийский «Мемориал» создавался в 1989 году для расследования массовых репрессий в СССР. Первым его председателем стал лауреат Нобелевской премии мира академик Андрей Сахаров. Через два года на базе общероссийского сформировался московский правозащитный центр «Мемориал», принудительно внесенный Минюстом в июле этого года в реестр «иностранных агентов».
«За права человека»
Проблемы у движения Льва Пономарева «За права человека» начались еще в июле 2013 года, когда движение было силой выселено из офиса в Малом Кисловском переулке, но к сентябрю движению удалось договориться с мэрией о предоставлении помещения в аренду на 49 лет. В марте этого года Минюст приостановил деятельность движения на полгода, поскольку министерство не устроили формулировки в уставе организации. Трудности были улажены только в середине августа – движению даже пришлось просить Минюст на месяц продлить приостановку деятельности организации. По словам Пономарева, претензии Минюста были отчасти схожи с теми, которые министерство предъявляет «Мемориалу»: в части документов, представленных в Минюст региональными организациями, не было достаточно четко прописана их принадлежность к движению.
На фото: Сотрудники охранного предприятия выгоняют исполнительного директора движения «За права человека» Льва Пономарева из здания правозащитной организации в Малом Кисловском переулке.
«Солдатские матери Санкт-Петербурга»
В конце августа Минюст включил общественную организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга» в реестр «иностранных агентов». Ранее в том же месяце «Солдатские матери» одними из первых сообщили о пострадавших и погибших российских солдатах на Украине. Эта некоммерческая организация была основана в 1991 году. НКО занимается защитой прав граждан, которых призывают на военную службу, прав военнослужащих и членов их семей.
«Агора»
В июле 2014 года Минюст принудительно внес правозащитную ассоциацию «Агора» в реестр «иностранных агентов». Месяцем ранее зарегистрироваться в реестре «иностранных агентов» от «Агоры» потребовала прокуратура Татарстана, посчитав, что правозащитники получают иностранное финансирование, хотя те это отрицали и позже обжаловали прокурорскую проверку. «Агора» участвовала в таких резонансных делах, как дело Pussy Riot, «болотное дело», дело майора Евсюкова и др. Сейчас, по словам руководителя организации Павла Чикова (на фото), около 120 из 150 дел, которыми занимается «Агора», это дела активистов, блогеров, журналистов и НКО.