«Родина-мать, готовься встречать!»: как возвращались советские воины
Демобилизация из Красной армии началась летом 1945 года и продолжалась до конца 1948 года. Домой вернулись 8,5 млн бойцов. До середины 1950-х еще 5,5 млн советских граждан были возвращены из плена. Как встречали героев — в галерее РБК

На фото: отправление главного «эшелона Победы» из Берлина в Москву, 10 июля 1945 года.
Первый закон о возвращении военных с фронта был принят Верховным советом СССР 23 июня 1945 года. Демобилизация началась 10 июля 1945 года, когда из Берлина отправился первый поезд с участниками штурма города.
Возвращение фронтовиков проходило в шесть этапов. Те, кто попал в последнюю очередь, вернулись домой уже в 1948 году. Всего были демобилизованы почти 8,5 млн человек, или около 75% состава армии на момент окончания войны.

Москва. Жители города во время встречи советских солдат на Белорусском вокзале.
21 июля 1945 года в Москву на Белорусский вокзал прибыл первый поезд с демобилизованными. В первую очередь возвращались военные старших возрастов (предположительно — старше 40 лет), которые могли быть участниками не только во Второй, но и Первой мировой или даже Русско-японской войны.
Очереди распределялись по возрасту. Во вторую очередь, помимо попадающих под возрастные критерии, демобилизовали женщин, студентов и выпускников вузов, которые до войны работали учителями, а также военных, получивших три и более ранений. В последнюю, шестую очередь попадали те, кто по каким-либо причинам не попал в предыдущие.

Москва. Торжественный митинг по случаю прибытия главного «эшелона Победы» на Белорусский вокзал.
Перед встречей ветеранов советские города преображались: везде развешивали плакаты, люди надевали лучшие наряды и выходили с цветами на улицы — открытые пространства превращались в людское море.
К прибытию героев с фронта активно готовились и власти. Например, в столичной периодике того времени отмечалось, что в городе украшали заводы, обеспечивали продовольствие, строили новое жилье и ремонтировали старое.

Москва. Торжественный митинг по случаю прибытия главного «эшелона Победы» на Белорусский вокзал, 21 июля.
«25 сентября 1945 года я, как имеющий уже специальность педагога-словесника, был демобилизован, — вспоминал советский историк Лев Пушкарев. — Экзамены за семестры последнего курса института я подготовил и сдал благодаря снисходительности экзаменаторов буквально с винтовкой в руке после разгрома фашистов под Москвой и временной задержки здесь нашей части. Столь уверенным я был тогда в скором окончании войны и хотелось возвратиться в институт без потери года.
Прошли торжественные проводы демобилизованных, нас заново обмундировали, а затем погрузили в столь привычные нам грузовые теплушки, приспособленные к перевозке людей (на пассажирские вагоны мы и не рассчитывали!). Наш эшелон тронулся на Родину. Он шел от Ломжи в Польше и далее через Брест — Барановичи — Минск — Смоленск в Москву. Снова, как во время наступления, перед нами пробегали израненные войной белорусские земли; худые, бедно одетые люди выбегали к нашим вагонам, радовались вместе с нами нашему возвращению… Не спеша продвигался наш товарняк с плакатами и лозунгами».
Пушкарев писал, что на стенах вагонов поезда было множество надписей, сделанных «мелом прямо по доскам или карандашом на полях плотно прибитых плакатов». Это люди из освобожденных городов и сел на остановках заходили в вагоны и оставляли на стенах короткие частушки и двустишия. «В них звучали слова радости и счастья, ожидания скорой встречи, надежды на долгую, счастливую мирную жизнь после войны».

Москва. Встреча советских солдат-победителей у Ржевского (современного Рижского) вокзала.
Но не все с фронта возвращались домой. Из-за готовящейся войны с Японией эшелоны массово с запада сразу отправляли на восток. Например, советский писатель Владимир Бушин писал в своем дневнике 4 июня 1945 года: «Назревает большое событие для роты: мы куда-то едем. Вся армия остается на месте, а мы едем. Уже заготавливают на месяц продуктов, договариваются о вагонах, упаковывают, ремонтируют… Неизвестно только — куда. Есть слух, что на Дальний Восток. Я не верю, надеюсь, поедем не дальше Москвы. Конечно, хорошо бы из этой Пруссии вернуться в Россию».
После Дня Победы Бушина с сотоварищами отправили в Маньчжурию воевать с японскими солдатами. Он вернулся в Москву только в 1946 году.

Ленинград. Горожане встречают бойцов Ленинградского фронта на Дворцовой площади.
В современном Санкт-Петербурге героев встречали 8 июля. В городе состоялся торжественный парад.

Ленинград. Артиллеристы 63-й гвардейской стрелковой дивизии 30-го гвардейского стрелкового корпуса во время прохода по Международному (современному Московскому) проспекту.
«От Нарвской, Московской и Невской застав шла гвардия, на всех маршрутах славных воинов приветствовали как самых родных, близких», — описывал возвращение ветеранов корреспондент «Ленинградской правды».
Всего парад проходил по трем маршрутам, каждый из которых заканчивался одной из трех площадей: Дворцовой, площадью у Кировского райсовета или площадью у Финляндского вокзала.

Ленинград. Возвращение бойцов Ленинградского фронта.
В домах вокруг Финляндского вокзала «даже на крышах сидели люди». «И вот далекий звук едва слышно донесся до площади, — описывалось в печати. — Он повторился, он усилился — это играл оркестр, это гвардия приближалась к площади, это непрерывные несмолкающие крики «ура!» и «слава!» сопровождали ее на пути... Как один человек, вздрогнула, рванулась навстречу многотысячная толпа. Взметнулся разноцветный вихрь букетов, и на какой-то миг все смешалось.
Могучей ленинградской гвардии, столько раз ходившей под огнем противника, вероятно, еще никогда не доводилось двигаться так медленно и осторожно. Бережно, стараясь не оттолкнуть ни одного протянутого им букета, не спугнуть ни одного ребятенка, пробирались сквозь толпу гвардейцы. Осторожно ступали умные кони, в гривах их тоже запутались цветы, на орудиях, на повозках — всюду, как стайки птиц, уже сидели ребятишки...»

Ленинград. Жители города встречают у Триумфальной арки 45-ю стрелковую дивизию.
Триумфальная арка на фото была деревянной и временной. Ее построили в Автово за одну белую июньскую ночь специально перед встречей воинов. Высота арки составляла 22 метра, она была самой высокой из трех, построенных по случаю возвращения воинов.
Еще одну расположили в Володарском (Невском) районе, другую — у Московского проспекта. Арки стояли на каждой из магистралей, по которым фронтовики входили в город.

Ленинградцы приветствуют колонну воинов-победителей на проспекте Стачек.

Севастополь. Моряки Черноморского флота прощаются с кораблями, 14 мая 1945 года.
Летом 1945 года Севастополь принимал первую очередь героев с фронта. «Многие из них тотчас были направлены на работу по специальности. Тут же демобилизованным были выданы хлебные, продовольственные и промтоварные карточки, а также талоны на получение горячего питания», — цитирует «РИА Новости» местные СМИ того времени.

Минск, Белорусская ССР. Встреча советских воинов на площади Ленина.

Минск, Белорусская ССР. Встреча демобилизованных советских воинов на городском вокзале.

Советские граждане, угнанные на принудительные работы в Германию, возвращаются на родину, июль 1945 года.
После окончания войны домой нужно было возвращать не только бойцов из армии, но и военнопленных и мирных жителей, угнанных на работы в Германию или другие страны Европы, Америки и Африки — всего около 11 млн человек. Советский Союз заключил соглашение об обоюдной репатриации с Англией, Францией и США. К началу 1953 года в СССР вернулись более 5,4 млн советских граждан, а репатриированы были более 4 млн иностранцев. Многим из тех, кто возвращался в Страну Советов, пришлось пройти через лагерную систему.

Встреча советских бойцов и командиров, вернувшихся с фронта, на улицах Винницы, август 1945 года.

Возвращение с фронта Николая Скоморохова. Летчик, дважды Герой Советского Союза вернулся в родное село Лапоть в 1946 году.

Женщина встречает демобилизовавшегося мужа-фронтовика. Авторское название фотографии: «Похоронная была ошибкой», 1945/1946 год (точная дата и место съемки не установлены).

Вернувшийся с фронта солдат целует своего сына. Предположительное место съемки — Белоруссия.