«Жаль, не взяли живым»: 80 лет назад Гитлер покончил с собой в бункере
16 января 1945 года Адольф Гитлер, опасаясь авианалетов, перебрался в бункер, построенный специально для него в Берлине незадолго до этого. Под землей у фюрера было 20 комнат, общая площадь составляла около 250 кв. м. Из бункера было три выхода: в здание Министерства иностранных дел, в имперскую канцелярию и ее сад.
До 15 марта Гитлер время от времени выходил на улицу в свой кабинет. С середины марта и до своей смерти фюрер покидал бункер лишь однажды — 20 апреля на собственное 56-летие. В тот день была произведена его последняя прижизненная киносъемка. 22 апреля в бункер к Гитлеру въехал Йозеф Геббельс с семьей.
«В бункере царила гробовая тишина»
Время, проведенное в бункере, личный телохранитель Гитлера Рохус Миш описывал так: «Атмосфера... была давящая, мрачная и абсолютно некомфортная. Никак не удавалось справиться с сыростью. И тем не менее в общем и целом условия жизни в фюрербункере были, как мне кажется, очень приличными, учитывая сложившуюся ситуацию... Там не пили, как многие об этом говорили после войны. Бывало, что кто-нибудь наливал себе стаканчик спиртного, но не более того. Разве что в самые последние дни я заметил некоторое расслабление».
Советская армия тем временем продолжала наступление. 21 апреля войска вошли в пригороды Берлина, 23–24-го числа они уже были в городе. 26 апреля начался штурм центра Берлина, а к 28-му числу войска уже заняли часть районов. В тот же день в Италии партизанами был казнен Бенито Муссолини, его тело было подвешено вверх ногами и сильно изуродовано.
Понимая безвыходность своего положения, 28 апреля Гитлер продиктовал текст двух завещаний — политического и личного. А в ночь на 29 апреля Гитлер в небольшом зале заседаний бункера сочетался браком с Евой Браун.
«...Я решил остаться в Берлине и здесь по собственной воле избрать смерть в тот момент, когда увижу, что резиденция фюрера и рейхсканцлера удержана больше быть не может», — диктовал Гитлер. В личном завещании он добавил: «Наше [с женой] желание, чтобы наши тела были сожжены немедленно здесь, где я выполнял основную часть своей ежедневной работы в течение двенадцати лет».
«Это был конец, — описывал Рохус Миш в ночь на 29 апреля. — Свинцовое молчание, абсолютная, гробовая тишина царили в бункере, словно в настоящем бетонном саркофаге. Никто не сомневался, что в ближайшие часы Гитлер покончит с собой. И каждый из нас задавался вопросом, какая же судьба уготована нам после его смерти. Новости от германской армии, от тех осколков, что от нее остались, сводились в основном к тому, что все попытки прорвать советское окружение окончились неудачей».
«Оба были мертвы»
Около половины третьего (по другим данным — в 15:50) 30 апреля Гитлер покончил с собой. «В глубине этой так называемой гостиной я увидел неподвижное тело фюрера, — вспоминал Рохус Миш. — Я был от него в шести метрах, может быть, чуть больше. Гитлер сидел на диванчике возле стола, уронив голову на грудь. Рядом с ним сидела Ева Браун, поджав ноги, склонившись к самым коленям».
Камердинер фюрера Хайнц Линге писал в мемуарах, что почувствовал запах пороха, после чего позвал Мартина Бормана и с ним вошел в комнату Гитлера: «Адольф Гитлер и Ева Браун сидели на диване. Оба были мертвы. <...> Его голова была немного наклонена к стене. Кровь забрызгала ковер возле дивана. Справа от него сидела его жена. Она вытянула ноги на диване. Ее искаженное лицо свидетельствовало о том, как она умерла. <...> Только позже, когда русские спросили меня об этом, я понял, что не видел близко лица Гитлера и не мог сказать, какие повреждения нанесла пуля. Моей главной целью было покончить с этим и скрыться».
После самоубийства фюрера переложили на пол, обернули в одеяло и вынесли через задний ход в сад рейхсканцелярии. По воспоминаниям Хайнца Линге, в саду тело Гитлера и его жены облили бензином и пытались сжечь, но им мешал сильный ветер и непрекращающийся огонь советской артиллерии. В конце концов останки подожгли, кинув на них горящую толстую стопку бумаг. Тела горели до половины восьмого, пока Линге уничтожал вещи фюрера. Останки погребли в одной из воронок от снаряда.
О смерти Гитлера советское командование узнало около 4 часов утра 1 мая из письма от Йозефа Геббельса. Маршал Георгий Жуков лично позвонил на дачу Иосифу Сталину, когда тот уже спал. Узнав о самоубийстве главы Третьего рейха, верховный главнокомандующий СССР воскликнул: «Доигрался, подлец. Жаль, что не удалось взять его живым. Где труп Гитлера?» Узнав, что тело сожгли, Сталин приказал «никаких переговоров, кроме безоговорочной капитуляции... не вести».
1 мая в бункере покончили с собой Йозеф Геббельс и его жена. Вместе с ними погибли шестеро их детей.
Тела истолкли в пепел и выбросили в реку
2 мая советские солдаты штурмом взяли бункер. Вечером того же дня были обнаружены тела Геббельса и его жены. А 5 мая в воронке нашли сильно обгоревшие трупы Адольфа Гитлера и Евы Браун. Фюрера смогли опознать только по зубам.
Останки Гитлера и Браун перезахоранивали несколько раз. Сначала, в июне 1945 года, — в лесу в районе города Ратенов, потом, 21 февраля 1946 года, — на территории военного городка в Магдебурге. В 1970 году военный городок решили передать немецким властям и 4 апреля тела фюрера и его жены были выкопаны и сожжены, после чего истолчены в пепел и выброшены в реку Бидериц. Единственные сохранившиеся останки Гитлера — зубы и фрагмент черепа — хранятся в архивах ФСБ. В рамках независимого исследования, проведенного в 2018 году, было подтверждено, что находящиеся в России останки действительно принадлежат Адольфу Гитлеру.