Минск-2: означает ли поражение Киева победу Путина?
Результаты вторых минских соглашений, заключенных 12 февраля, стали ясны по состоянию финансовых рынков. Российский фондовый рынок вырос, а украинский рухнул. Рынок увидел, что стремление европейцев обложить Россию санкциями смягчается, а украинский экономический кризис не нашел своего решения. Встреча, продолжавшаяся всю ночь, стала значительной тактической победой президента Владимира Путина.
Предполагалось, что это договоренности о прекращении огня. Но очевидно, что Кремль хотел бы, чтобы ополченцы одержали решающую победу в битве за Дебальцево, прежде чем соглашения вступят в силу. Реалистично ли после этого какое-либо перемирие?
Соглашения в значительной степени превращают занятые повстанцами части Донбасса в новое Приднестровье – непокорную квазиавтономию. Главное различие между предыдущими (5 и 19 сентября) и новыми минскими соглашениями состоит в том, что на Украину наложено больше условий относительно Донбасса. Главные уступки вписаны в примечание к статье о конституционной реформе на Украине и об особых правах мятежных регионов. В частности, примечание передает право назначать судей, прокуроров и полицейских местным властям.
В ноябре президент Петр Порошенко наконец решил прекратить финансирование пенсий и прочую социальную поддержку на занятых повстанцами территориях, которые украинское правительство не контролировало и с которых оно было не в состоянии собирать налоги. Теперь предполагается, что Украина восстановит эти выплаты, что усугубит и без того тяжелый экономический кризис в стране. В прошлом году ВВП Украины упал на 7%, причем 5 процентных пунктов этого падения пришлись на Донбасс, где затоплены угольные шахты и встали металлургические заводы.
Особую роль для Путина играет совместная трехсторонняя декларация с Францией и Германией. Предполагается, что она направлена на реализацию новых минских соглашений, однако в значительной степени речь идет о необходимости сотрудничества между Россией, Украиной и Евросоюзом в энергетической сфере, а также о защите российских интересов в связи с соглашением о свободной торговле между Украиной и ЕС, что, в свою очередь, не в интересах Украины. Минск-2 также во многом вбивает клин между Европейским Союзом и США, как и между Украиной и Евросоюзом.
Так почему же президент Порошенко подписал это невыгодное соглашение? Увы, у него не было особого выбора. Война опустошила украинскую экономику, и страна отчаянно нуждается в перемирии и в новом финансировании. Валютные резервы Украины на исходе, а гривна на прошлой неделе рухнула еще раз. Без договоренностей с МВФ финансовый обвал мог бы случиться через один-два месяца, а МВФ объявил о заключении этих договоренностей лишь после подписания новых минских соглашений.
Наконец, Путину удалось не связать себя никакими обязательствами в рамках этого соглашения. Россия в нем даже не упоминается, и подписано оно было не Путиным, а послом России на Украине Михаилом Зурабовым. Ответственность российского президента в нем не фигурирует.
Для Франции и Германии февральские договоренности в Минске вполне могут оказаться новыми Мюнхенскими соглашениями. Создавалось впечатление, что президент Франсуа Олланд не сторона в этих переговорах, а лишь присутствует на них. Как утверждает украинское издание «Новое время», в течение часа он даже сидел в окружении русскоязычных политиков и чиновников без переводчика. Все еще хуже для германского канцлера Ангелы Меркель, которая покинула стол переговоров без каких-либо достижений. Для нее Минск-2 – серьезная неудача.
Может ли Украина избежать выполнения этих невыгодных для нее соглашений? Да, может. Предполагается, что местные выборы должны пройти по украинским законам, а украинские законы формулируются в Киеве. Многие уступки с украинской стороны должны вступить в действие лишь после проведения местных выборов. Но вполне очевидно, что мятежники неспособны организовать демократические выборы.
В стратегическом смысле, впрочем, эти соглашения нельзя назвать победой Путина. Донбасс остается территорией кровавого хаоса, причем этот хаос ляжет тяжелым бременем на Россию: Донбасс гораздо крупнее других непокорных квазиавтономий, которые пользуются благосклонностью Москвы.