Границы силы: возможна ли третья мировая война?
Много разных войн
На этой неделе мы вспоминаем страшнейшую войну в нашей истории. Но вспоминаем мы ее по-разному. Россияне вспоминают войну, которая началась в июне 1941 года, когда Германия напала на Советский Союз. Большинство европейцев (в том числе поляки и украинцы) вспоминают войну, начавшуюся в сентябре 1939 года, когда Германия и СССР разделили между собой Польшу. Американцы вспоминают войну, которая началась в декабре 1941 года с нападения японцев на Перл-Харбор. Китайцы вспоминают наступление Японии на мост Марко Поло в 1937 году.
Вторая мировая война сложилась из множества разных войн. И все это были войны за территорию. Они начинались, потому что некоторые лидеры не принимали существующих границ и не были согласны с существованием независимых государств рядом с собой. Насильственное изменение существующих границ и разрушение соседних государств оправдывались памятью прошлых войн и грандиозными концепциями национального объединения и восстановления международной справедливости.
Случится ли еще одна мировая война? Хочется надеяться, что нет. Потому что такая война будет вестись с использованием ядерного оружия и унесет десятки, а то и сотни миллионов жизней.
Повод для надежды здесь заключается в том, что не бывает ситуаций, когда войны нельзя избежать. Война — это выбор, сделанный людьми, а не результат действия абстрактных неуправляемых сил. Большинство разногласий между странами может быть решено без войны. Однако территориальные претензии и угрозы национальному выживанию урегулировать труднее всего, и поэтому они легко приводят к насилию.
Очаги войны
В сегодняшнем мире есть несколько мест, где территориальные конфликты могут послужить искрой к началу новой более масштабной войны. Прежде всего приходит на ум регион Ближнего Востока и Северной Африки. В недалеком прошлом там прошло довольно много малых войн, а несколько войн ведутся до сих пор. Существование Израиля оспаривается с 1948 года. Границы Ирака, Ливии и Сирии меняются в результате насилия. Доступом к ядерному оружию в данный момент обладает лишь Израиль, но им могут завладеть и другие страны (и возможно, завладевают прямо сейчас).
Однако на территории Ближнего Востока и Северной Африки проживает около 350 млн человек. В Европе живет в два с лишним раза больше — 750 млн. И сегодня война идет уже в Европе после того, как Россия в одностороннем порядке присоединила Крым, а на востоке Украины продолжает пылать конфликт. Последствия этого конфликта касаются уже далеко не только Украины: растет напряжение во всех близлежащих странах, где есть русскоговорящее меньшинство, в том числе входящих в НАТО. Россия перевооружает и мобилизует свои военные силы. Представители российской власти свободно говорят о ядерной тревоге и ядерных угрозах.
Стоит озаботиться и ситуацией в Юго-Восточной Азии, где проживает 1,5 млрд человек. Китай наращивает национальную мощь благодаря экономическому росту и перевооружению и стремится перекроить карту Южно-Китайского моря, что приводит к территориальным спорам с Филиппинами, Вьетнамом, Малайзией, Брунеем и Индонезией. Учитывая размер Китая и низкую активность японских вооруженных сил, единственным противовесом китайской экспансии может быть только военно-морской флот США, что лишь расширяет масштаб возможной будущей ядерной конфронтации. И хотя Япония сегодня сохраняет сдержанность, ее отношения с Китаем отравлены националистическими попытками новой интерпретации Второй мировой войны с обеих сторон.
Во всех этих регионах существуют территориальные претензии и споры, а также потенциал применения ядерного оружия с обеих сторон конфликта.
Россия в центре внимания
Могут ли уроки прошлых войн научить нас избежать новых? Безусловно, да. Первый урок тысячелетней европейской истории — это ценность стабильных границ. Евразия простирается на тысячи километров, и внутри нее нет естественных границ. Когда в Евразии формировались государства, у них не было четких территориальных пределов, и они беспрестанно воевали друг с другом за территорию.
Концепция суверенного государства, которое уважает чужие границы и мирно сосуществует с другими, обычно ассоциируется с Вестфальским миром 1648 года. Но в 1648 году этот мир существовал лишь в теории. На деле взаимная гарантированность границ возникла значительно позже. Практическим воплощением такой взаимной гарантированности стал Европейский Союз, в котором Франция и Германия больше не воюют друг с другом, и небольшие государства вокруг них тоже живут без войн.
В европейских войнах Россия всегда была в центре внимания. База данных по международным военным конфликтам, составленная проектом Correlates of War, включает 3168 конфликтов с 1870 по 2001 год, сопряженных с демонстрацией или применением силы против других государств. В этой же базе есть данные о том, какие страны инициируют конфликты с другими государствами. На протяжении 131 года Россия (и СССР с 1917 по 1991 год) инициировала 219 конфликтов, больше, чем любая другая страна. Заметьте, дело не в том, что лучше — капитализм или коммунизм: Россия оставалась на первом месте и до, и после революции.
США идут на втором месте: они инициировали 161 конфликт. Далее — Китай (151 конфликт), Великобритания (четвертое место, 119 конфликтов), Иран (пятое место, 112 конфликтов) и Германия (шестое место, 102 конфликта).
Победители и проигравшие
Как Россия заняла лидирующее место в этом списке? Россия — огромная страна, а размер подталкивает страны действовать силой и давить авторитетом. У России длинная граница со множеством соседей, что дает повод для множества конфликтов. Кроме того, авторитарные правительства куда менее сдержанны, чем демократические, в принятии решений о войне или мире. Российская политическая система всегда была авторитарной, за исключением нескольких лет перед приходом коммунизма и после его падения, когда российские границы могли изменяться мирным путем.
Россияне пережили много страданий в результате территориальных споров прошлых веков. Когда распался СССР, новые границы России устанавливались преимущественно мирным путем. Это был крайне позитивный знак для российского будущего. Особенно важны были гарантии, данные Украине в 1994 году: Украина расставалась со своим ядерным арсеналом в обмен на то, что США, Британия и Россия гарантируют ей целостность границ. Предполагалось, что Европа больше не будет страдать от территориальных войн, а европейские границы послужат лишь мирной торговле и туризму.
И от возвращения Европы в отравленную эру оспариваемых границ и вечной неопределенности больше всего, пожалуй, потеряет Россия. Поэтому правильнее всего отметить юбилей победы во Второй мировой, вернувшись к принципу верховенства права в разрешении украинского конфликта. В вопросе границ и территориальных притязаний право должно иметь приоритет над остальными аргументами, включая этническую солидарность, права самоопределения и политические предпочтения того или иного правительства. Это будет лучшим способом почтить память десятков миллионов людей, погибших во Второй мировой войне.