Стоит ли ставить на рост американского рынка акций в 2016 году
Все чаще появляются прогнозы, что рост американского фондового рынка окончен — за последний год с апреля 2015 года индекс S&P 500 снизился на 1,4%, два раза пережив падения более чем на 10%. Аналитики банков также обескуражены резкими колебаниями рынков в этом году. Например, Goldman Sachs уже в феврале признал, что пять из шести его ключевых идей на 2016 год были ошибочны.
История показывает, что точно предсказать разворот рынков невозможно, однако есть несколько важных индикаторов, позволяющих говорить, что долгосрочный тренд на рост S&P 500 сохраняется.
Во-первых, разворот фондовых рынков обычно сопровождается перегревом одновременно в нескольких видах активов (сырье, недвижимость, валюты) и завышенными ожиданиями инвесторов. Сейчас таких признаков нет. Сырьевые цены на исторических минимумах, аналитики всерьез обсуждают риск рецессии в США, рынок недвижимости только начал устойчивый рост.
Во-вторых, за последние 50 лет не было примера, когда начало повышения процентных ставок в США приводило бы к «медвежьему рынку». Напротив, в предыдущие годы начало повышения процентных ставок обычно происходило в середине тренда роста на рынках акций (см. график). В текущем экономическом цикле ставка в США была впервые повышена в декабре прошлого года после почти шести лет практически нулевой стоимости денег, поэтому вполне можно ожидать продолжения роста рынков.
В начале повышения ставок и в экономике и на рынках наступает пауза в росте. Компаниям надо приспособиться к увеличению стоимости денег, а инвесторам надо оценить, насколько эффективно действуют центральные банки. Для фондового рынка такая «пауза» означает период большой неопределенности и резких колебаний цен. Так было и в 1994, и в 2004 годах, когда ФРС начинала повышение ставок. По-видимому, 2016 год станет таким же переходным годом перед новой волной роста.
Повышение ставок на фоне ускорения экономического роста — последний этап цикла роста рынков. Именно в этот период возникают многочисленные рыночные «пузыри» и появляется эйфория инвесторов, что потом приводит к резкому падению рынков, как только становится понятно, что потенциал роста прибыли компаний и экономики исчерпан. Этот этап еще впереди и может начаться в 2017 году в случае стабилизации сырьевых рынков и роста в Китае.
Каждому этапу экономического цикла соответствует своя стратегия инвестиций. В начале экономического цикла надо покупать наиболее качественные корпоративные облигации, а также акции стабильных потребительских компаний. Именно эти сектора выигрывают от низких процентных ставок и роста базового потребления населения. В середине цикла начинают расти банки из-за возникновения спроса на кредиты и начала роста ставок. Кроме того, растут акции компаний, нацеленных на длительный спрос (автомобили, недвижимость). Наконец, в самом конце цикла начинают расти промышленные и сырьевые компании — к этому времени начинает сказываться недостаток мощностей в промышленности и недостаток предложения металлов и другого сырья.
Эти закономерности хорошо видны сейчас на рынке США. Стабильные потребительские компании слишком дороги. Например, акции Jonson&Jonson, Coca-Cola по рыночным коэффициентам сейчас на 10–15% дороже, чем на прошлом пике в 2007 году, предполагая ускорение потребления. Оценка культовых компаний (Amazon, Netflix, Tesla, Nike) также максимальна и предполагает, что они будут расти темпами свыше 30% как минимум пять лет. В тоже же время оценка банков, индустриальных и сырьевых компаний находится на минимуме и предполагает, что впереди несколько лет депрессивного роста и падения производства. Такой конфликт в оценке разных секторов как раз характерен перед последним этапом роста рынка, что создает хорошие возможности для инвесторов с горизонтом в 2–3 года.
Итак, я считаю, что 2016 год — это пауза перед следующим этапом роста рынков и период для покупок в отдельных сегментах. Сейчас хорошее время для инвестиций в качественные коммерческие банки (JPMorgan, Wells Fargo, Citizens Financial Group), акции которых упали более чем на 15–20% за последние полгода из-за низких процентных ставок. При этом банки значительно сократили издержки и выиграют от роста спроса на кредиты. Для небольших портфелей подойдет банковский ETF — SPDR S&P Bank ETF (KBE), который инвестирует в акции банков и сберегательных обществ с капитализацией более $2 млрд.
Вторая среднесрочная идея — это так называемые value stocks (компании с низкими темпами роста бизнеса, но имеющие стабильные денежные потоки и сильно недооцененные активы). Сейчас в эту категорию попадает множество промышленных компаний, которые сильно упали в цене за последний год из-за падения инвестиций и замедления в Китае. Классический способ входа в этот сегмент — это акции компании Уоррена Баффета Berkshire Hathaway, которые упали на 13% в прошлом году, несмотря на несколько хороших приобретений. Кроме того, разумно включить в портфель несколько фондов, нацеленных на выбор отдельных недооцененных компаний (например, Hermes US Mid Cap Fund).
Я думаю, сейчас пришло время для первых вложений в сырьевые компании. Вход в этот сегмент сейчас оправдан благодаря началу ослабления доллара, значительному сокращению производства многих видов сырья и первым признакам стабилизации в Китае. Лучше поставить на сектора, в которых рынок близок к балансу, а значит, раньше начнется рост цен (золото, цинк, алюминий, никель).
Наконец, можно начинать инвестиции в акции развивающихся стран, которые за последние три года отстали по динамике на 35–50% от рынка США. Судя по всему, падение развивающихся рынков подходит к концу. Об этом говорит рекордный приток средств в фонды развивающихся стран и рост рынков акций в России и Бразилии более чем на 20–30% в долларовом выражении с начала года, несмотря на тяжелое положение в экономике обеих стран. Я рекомендую входить в эти рынки через фонды, нацеленные на выбор отдельных бумаг, — это лучше, чем индексные фонды и ETF, доходность которых может пострадать из-за высокой доли банковских акций в индексах.
На развивающихся рынках, на мой взгляд, надо делать долгосрочную ставку на потребление. В России это сельхозкомпании («Русагро»), торговые сети (Х5, «Магнит»), Сбербанк. Все эти компании увеличивают долю на рынке и выигрывают от стабилизации цен на сырье, больше чем нефтяные компании. Один из наиболее недооцененных рынков сегодня — это Китай. В этой стране лучше избегать промышленных компаний, страдающих от роста издержек и конкуренции, но вкладывать в рост среднего класса. Это в первую очередь новые для Китая сферы услуг — страхование, фармацевтика, интернет-коммерция. Пример таких компаний — Ping An, CSPC Pharmaceuticals, Alibaba.
Подводя итог, текущий год «паузы» в экономическом росте будет во многом напоминать 2012 год, который был полон страхов и сомнений. В то же время инвесторы, которые не поддавались панике и тщательно выбирали компании, были вознаграждены в результате мощного роста рынков в следующие два года.
Начало повышения процентных ставок — сигнал продолжения роста акций.