Криптовалютный контроль: какой закон нужен биткоину и его конкурентам
Как известно, российское законодательство никак не регулирует оборот криптовалюты и даже не содержит каких-либо норм, определяющих ее статус. Более того, в свое время Банк России официально предостерег от использования «виртуальных валют», отмечая, что из-за анонимного характера их выпуска и обращения использующие криптовалюты лица могут быть вовлечены, в том числе непреднамеренно, в противоправную деятельность и что предоставление услуг по обмену криптовалюты может рассматриваться как потенциальная вовлеченность в деятельность по легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Риски «серой зоны»
На практике криптовалюты в России, конечно, используются: их можно приобрести, ими можно расплатиться в магазинах или ресторанах, вопрос лишь в том, что эти операции неофициальны и законом не защищаемы. Известны случаи, когда в России за биткоины продаются даже дома, не говоря уже о более мелких сделках, однако, надо признать, пока подобные сделки не могут быть оформлены договором купли-продажи, и стороны используют иные конструкции, например, договор мены. Безусловно, в отсутствие законодательного регулирования подобные сделки несут в себе определенные риски, но популярность использования криптовалют растет, и, скорее всего, их легализация в России является лишь вопросом времени.
Весной Государственная Дума начала работу над соответствующим законопроектом — ожидается, что первый проект мы увидим осенью. Основная интрига, помимо признания криптовалюты российским правом и введения ее в оборот, будет заключаться в том, насколько жестко и детально законодатель захочет регламентировать данный рынок. И в этом отношении пока можно только поделиться некоторыми соображениями и догадками, основанными на наложении природы криптовалюты и ее некоторых отличительных характеристик на уже существующие нормы российского права.
Одной из основных характеристик рынка криптовалюты является его децентрализованность: выпуск криптовалюты возможен только в цифровом виде, и, чисто теоретически, любой участник Сети может начать добывать («майнить») ее в любое время. Сеть при этом распределена между ее участниками, и какого-либо центрального органа, контролирующего эту сеть, просто не существует. Поэтому законодательное определение природы криптовалюты и принципов действия этого рынка в целом, безусловно, должно учитывать эту особенность и, вероятно, носить рамочный характер. Ввиду указанной причины очень сложно будет зафиксировать или регламентировать статус участника этого рынка. Принятие объемного и детального закона в отношении криптовалюты и ее оборота может если не похоронить данный рынок в России, то существенно осложнить его развитие. Правильнее было бы обозначить некие границы, в рамках которых этот рынок может развиваться легальным путем.
Другими отличительными характеристиками криптовалюты, в частности биткоина, являются анонимность и прозрачность. В Сети хранится информация об абсолютно всех транзакциях (это называется последовательной цепочкой блоков, блокчейн), и эта информация является открытой. Любое лицо в любой момент может увидеть содержание каждого конкретного кошелька, однако при этом узнать, кому принадлежит тот или иной биткоин-адрес, практически невозможно: каждый пользователь Сети может создавать бесконечное количество адресов без привязки к какой-либо персональной информации. В этом смысле вся модель напоминает бесхозный прозрачный ящик: все могут увидеть, что в нем лежит, но установить, кому принадлежит это содержимое, практически невозможно.
Защита для игроков
Скорее всего, пока операции с криптовалютой находятся в пределах цифрового мира, вопрос анонимности и конфиденциальности будет решаться относительно безболезненно и государство не захочет особенно вмешиваться в эту сферу. Однако, полагаю, что процесс обмена криптовалюты на обычные деньги будет находиться под куда более пристальным вниманием и контролем. В России уже существуют требования об идентификации владельцев электронных кошельков, а также, например, ограничения и разные KYC (от know your customer — знай своего клиента. — РБК) политики при осуществлении банковских переводов. Полагаю, что для криптовалют здесь не будет каких-то исключений, и надо признать, что подобного рода требования обоснованны и являются глобальной мировой практикой, направленной на выполнение требований ФАТФ.
Здесь в качестве примера можно привести недавний скандал с российским гражданином, задержанным в Греции по запросу властей США за отмывание $4 млрд с помощью биткоинов, причем в ночь накануне его задержания стала недоступной для клиентов одна из крупнейших биткоин-бирж ВТС-е (позже появилась информация, что арестованный россиянин входил в число ее владельцев и администраторов). Это наглядный пример того, как в отсутствие правового регулирования у клиентов биржи меньше чем за сутки могут пропасть миллионы долларов.
Что касается самих криптовалютных бирж, представляется, что проще всего их деятельность можно урегулировать по аналогии с брокерским бизнесом. По крайней мере, я не вижу причин, по которым законодательство о фондовых рынках не могло бы быть использовано для регулирования рынка криптовалюты.
Ну и, разумеется, там, где есть «крипто-», практически всегда будет появляться ФСБ. Думаю, что данная сфера не будет исключением, и следует ожидать, что инженерно-технические стандарты безопасности рынка криптовалюты будут регулироваться данным органом. Вполне возможно, что в определенных случаях соответствующая деятельность может даже подпадать под требования лицензионного законодательства: так, например, разговоры о необходимости получения лицензии для криптовалютных бирж ведутся довольно активно.
Очевидно, что популярность криптовалют в России растет, и сейчас у бизнеса есть уникальная возможность протестировать себя в условиях «серой зоны», не урегулированной правом. В дальнейшем, если (а вернее — когда) закон о криптовалютах будет принят, бизнесу придется оперативно отреагировать на регулятивные нововведения и переходить в рамки правого поля. Хочется верить, что этот переход будет носить скорее регистрационно-уведомительный характер и не окажется сопряжен с серьезными сложностями или затратами.