Потанин и Абрамович могут заработать $600 млн на палладии
О том, что миллиардер Владимир Потанин собирается вместе с партнерами создать частный фонд палладия, он сам заявил в четверг, 19 марта. Компания Потанина «Интеррос» может инвестировать в этот фонд $100–200 млн, еще до $350 млн может вложить «Норильский никель» (около 30% которого контролирует Потанин), заявил он (цитата по Интерфаксу). Интерес к фонду проявляет Роман Абрамович, это подтвердил его представитель, но подробности сообщить отказался. Представитель «Норникеля» также не сообщил деталей будущей инвестиции.
О том, что предприниматель вместе с партнерами хочет выкупить часть запаса Центрального банка, владельца одного из крупнейших запасов этого металла, на сумму до $2 млрд, Потанин рассказывал в интервью Reuters осенью 2014 года. По словам бизнесмена, запас драгоценного металла необходим для того, чтобы гарантировать заказчикам «физическое наличие товара». Финансировать сделку может Bank of America Merrill Lynch и пул частных инвесторов, сказал агентству Потанин.
«Мы оцениваем наши возможности в пределах $2 млрд — то, что мы можем структурировать приобретение палладия или связанных с ним инструментов», — сказал Потанин, добавив, что вопрос сейчас в том, когда «дозреет» Центробанк, цитирует Reuters миллиардера. Он также сообщил, что инвесторы могут оплатить палладий деньгами или, например, платиной.
Запасы палладия очень востребованы, свидетельствуют данные Johnson Matthew. За последние три года производство металла в мире слегка сократилось: с 6,6 млн унций в 2012 году до 6,2 млн унций в 2014 году. За это же время потребление выросло с 9,9 млн до 10,5 млн унций. Разница в производстве и потреблении компенсируется как раз запасами.
Основным потребителем палладия являются производители автомобилей, которые используют небольшое количества металла в выхлопных системах. На них приходится около 70% мирового спроса, свидетельствуют данные Johnson Matthew. Крупных же поставщиков всего двое — Южная Африка и Россия. В России только «Норникель» добывает палладий, на него приходится около 40% мирового производства.
Российский Центробанк периодически выбрасывает на рынок партии палладия из Гохрана, размер запасов — государственая тайна. В последнее время продажи стали все более редкими и участники рынка опасаются, что запасы начинают истощаться, писало Reuters осенью прошлого года.
Цена на металл благодаря росту автомобильной промышленности росла последние десять лет, за исключением кризиса 2008–2009 годов. С 2005 года она выросла более чем в два раза, по данным Нью-Йоркской биржи металлов, в пятницу палладий торговался по цене около $755 за унцию.
Исходя из нынешних цен на $2 млрд партнеры смогут купить около 2,5 млн унций палладия, что эквивалентно годовому производству этого металла «Норильским никелем», подсчитывает аналитик БКС Олег Петропавловский. Он называет эту инвестицию рискованной с точки зрения доходности. Если цена на палладий будет расти и дальше, то основные его потребители — автопроизводители — начнут постепенно заменять палладий платиной, считает эксперт. Тем не менее, по его словам, пока эта угроза не слишком сильна.
По прогнозам Deutsche Bank, до 2020 года цена на палладий вырастет еще как минимум на треть — до $1000 за унцию. Таким образом, купленный фондом Потанина и Абрамовича по сегодняшним ценам металл подорожает на $625 млн.