Московская биржа решила защитить инвесторов от торговых роботов
Внимание Московской биржи к проблеме манипулирования рынком ценных бумаг с помощью торговых роботов привлекли сами брокеры. Официальный представитель биржи сказал РБК, что последние полгода биржа получала жалобы от брокеров и их клиентов-нерезидентов на попытки влиять на цены активов с помощью алгоритмической торговли.
«У нас были обращения от ряда крупных клиентов, в том числе западных, которые пострадали из-за этого», — сообщил РБК управляющий брокерской компании БКС Андрей Алетдинов. Он подтвердил факт неоднократных жалоб в адрес биржи. Один из собеседников РБК заявил, что БКС — один из инициаторов борьбы против роботов-мошенников. Меры защиты от них в понедельник, 27 июля, обсуждались на комитете по фондовому рынку биржи.
Речь идет о практиках высокочастотной торговли (High-frequency trading, HFT), которую используют в торговле участники рынка. Благодаря специальным алгоритмическим программам (роботам), позволяющим провести сделку в течение долей секунды, брокеры могут продать или купить бумагу быстрее, чем большинство других участников, и заработать прибыль на незначительном движении котировок. По оценкам Московской биржи, на долю роботов приходится свыше 55% объема торгов акциями на российском рынке.
Высокочастотные схемы
Как говорится в материалах к заседанию комитета по фондовому рынку Московской биржи (есть в распоряжении РБК), одной из распространенных на рынке схем является искусственное изменение цен на бумагу с помощью выставления ложных заявок (стратегия Spoofing — имитация заявки). Недобросовестный участник, например, выставляет ложные крупные заявки на продажу — это приводит к снижению цены. В результате торговые роботы других участников, учитывающие объем предложения данной бумаги на бирже, начинают продавать ее. Это дает возможность роботу купить ее дешевле.
Существуют и другие способы заработать на высокочастотной торговле: в частности, одной из распространенных практик является Front-running (опережение заявки). По словам начальника управления интернет-трейдинга «Открытие Брокер» Александра Дуброва, обычно робот успевает увидеть и отреагировать на заявку еще до того, как ее обнаружили другие участники рынка. Если это крупная заявка, например, на покупку по рыночной цене, то робот успевает купить несколько мелких лотов, поднять рыночную цену и затем продать ценные бумагу покупателю, выставившему крупную заявку. «Практики Front-running наиболее распространены на российском фондовом рынке», — говорит Дубров.
Именно подобные методы высокочастотной торговли часто приводят к биржевым сбоям, резкому снижению котировок акций и остановке торгов. Например, знаменитый «черный четверг», случившийся в мае 2010 года на фондовом рынке США и получивший название Flash Crash, связывают именно с манипуляциями одним из трейдеров фьючерсными контрактами на индекс S&P500. Участник использовал стратегию Spoofing и сумел за несколько минут обвалить индекс Dow Jones почти на 1 тыс. пунктов. Это повлекло за собой падение всего валютного рынка и колоссальные убытки инвесторов по всему миру.
Чтобы предотвратить подобные ситуации, в большинстве стран Европы и в США введены ограничения на использование HFT-стратегий. В частности, в США с 2010 года действует закон Додда — Франка, запрещающий стратегию Spoofing. На европейских фондовых рынках под определение рыночного манипулирования с 2003 года подпадают действия участников рынка, заявки которых привели к изменению цены бумаги, и снятые до их исполнения. С 2016 года система автоматического мониторинга, выявляющего недобросовестную алгоритмическую торговлю, заработает в Европе не только на фондовых рынках, но и на внебиржевых площадках, при этом под закон о манипулировании попадут любые стратегии, направленные на дестабилизацию и замедление работы торговой системы.
Охота на роботов
В России пока нет никаких ограничений для участников рынка, использующих в своей деятельности Spoofing, Front-running и другие стратегии, позволяющие манипулировать ценами на рынке. Однако уже к концу года ситуация может измениться. Как рассказал РБК источник, близкий к Московской бирже, планируется, что с 2016 года за такие операции будут введены штрафы на сумму до 1 млн руб. Кроме того, этим участникам может быть ограничен или вовсе закрыт допуск к торгам. «Эти меры биржа может применять по отношению к участникам рынка, которые неоднократно или в течение непродолжительного периода времени подавали и снимали заявки на покупку или продажу ценной бумаги, что приводило к изменению ее стоимости», — сказано в материалах биржи.
Пока биржа планирует рассматривать случаи недобросовестной алгоритмической торговли по письменным заявкам участников торгов, а уже в начале 2016 года внедрит систему онлайн-мониторинга подобных сделок. «Комитет по фондовому рынку принял решение создать специальную рабочую группу, которая разработает критерии автоматического выявления недобросовестных роботов», — сообщили в пресс-службе биржи.
Алетдинов из БКС полностью поддерживает инициативы по введению ограничений на HFT-торговлю. Он считает, что использование стратегий Front-running и Spoofing вводит в заблуждение других трейдеров и приводит к необоснованным и непредсказуемым колебаниям цен бумаг. «Такое обычно происходит раз-два в месяц, но это сильно мешает нормальным участникам рынка. Они перестают проводить сделки — в результате падают объемы торгов», — отмечает он.
Один из членов комитета по фондовому рынку, топ-менеджер крупного брокера сказал, что основная сложность заключается в создании стандартов, которые позволят выявлять манипуляции рынком со стороны HFT-трейдеров. «Есть риск, что в нарушителях могут оказаться вполне добросовестные брокеры, клиенты которых по каким-то причинам отзовут ранее выставленные заявки», — говорит он.
Александр Дубров из «Открытие Брокер» отмечает, что доказать факт недобросовестных действий со стороны роботов будет нелегко, даже если его действия привели к существенному изменению котировок. «Трейдер всегда может сказать, что отменил заявку, потому что не рассчитывал приобретать бумагу по высокой цене», — отметил он.