СКР предложил уголовное наказание за манипулирование на валютном рынке
«Это явление в последнее время приобрело настолько массовый характер, что наряду с фундаментальными факторами экономики оказывает существенное влияние на курсовые колебания национальной валюты. В сложившихся экономических условиях это недопустимо, так как резкие колебания, а тем более ослабление национальной валюты, влекут за собой крайне негативные последствия для экономики, в том числе инфляцию. И с этим нужно жестко бороться», – заявил Бастрыкин, выступая на заседании коллегии СКР, где рассматривался вопрос об эффективности расследования преступлений в сфере экономики.
Глава СКР порекомендовал использовать против валютных спекулянтов уже имеющиеся в Уголовном кодексе РФ статьи «Манипулирование рынком» (ст. 185.3) и «Неправомерное использование инсайдерской информации» (ст. 185.6) и посетовал на то, что в суд до сих пор не направлено ни одного дела.
«Необходимо разобраться в причинах отсутствия правоприменения этих норм. То ли это недостаточная подготовленность оперативных сотрудников, выявляющих эти преступления, или следователей, то ли это несовершенство самого закона», – сказал Бастрыкин, поручив своим подчиненным выработать меры по совершенствованию законодательства. Глава СКР также предложил внести в Уголовный кодекс поправки, исправив статьи 185.3 и 185.6 так, чтобы инсайдерская торговля и манипулирование рынком в валютной сфере стало отягчающим обстоятельством.
«Предлагаю рассмотреть вопрос об ужесточении уголовной ответственности за данные преступления путем введения в указанные статьи такого квалифицирующего признака как совершение деяния в сфере валютного рынка», – пояснил он.
Представитель Следственного комитета РФ Георгий Смирнов пояснил РБК, что о введении ответственности за покупку и продажу валюты речь не идет.
«Сами по себе операции по покупке и последующей продаже валюты, конечно же, не являются преступлением. Речь идет именно о тех спекуляциях, которые проводятся с использованием инсайда и в целях манипулирования рынком», – отметил Смирнов.
Представитель СКР подчеркнул, что использование инсайдерской информации, например, о предстоящих валютных интервенциях ЦБ, с последующим совершением сделок купли-продажи валюты на основе этих данных, не только нарушает конкуренцию и права других игроков на валютном рынке, но и в условиях большого объема таких операций вызывает резкие курсовые колебания валют, не обусловленные фундаментальными факторами экономики, что при текущей ситуации создает условия для повышения уровня инфляции.
«Объем таких спекуляций на валютном рынке велик, по различным оценкам он составляет от 50% до 70% от всех операций, совершаемых с валютной массой», – рассказал представитель СКР. Именно с такими операциями на рынке и надо бороться, пояснил Смирнов.
По мнению руководителя практики финансовых расследований и противодействия коррупции ФБК «Право» Александра Сотова, существующего закона вполне достаточно, чтобы привлечь к ответственности, например, за торговлю валютными форвардами или фьючерсами, все это производные инструменты биржевых сделок, и на них действующее законодательство распространяется. «Можно ввести любую ответственность, хоть немедленный расстрел в течение 24 часов, но проблема в том, что правоохранительные органы в настоящее время совершенно не умеют эти дела расследовать. И как они будут привлекать к ответственности за манипуляцию, за инсайд – для меня большая загадка. Даже если будет у них такой инструмент, они все равно им не воспользуются», – говорит Сотов.
«Теоретически это возможно, так было в СССР например. Но в условиях рыночной экономики это выглядит как оксюморон. Следующий шаг после введения уголовной ответственности - это запрет на операции с валютой, так как любой оборот предполагает покупку по одной цене, продажу - по другой. Иначе незаконными становятся обменные пункты, например. Я думаю, что эти заявления носят больше политический характер, они призваны подать сигнал участникам рынка, чтобы снизить количество спекулятивных операций», - сказал по этому поводу партнер ФБК «Право» Александр Ермоленко..
4 декабря 2014 года президент России Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию призвал ЦБ разобраться с валютными спекулянтами. «Я прошу Банк России и правительство провести жесткие скоординированные действия, чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты. Власти знают, кто эти спекулянты, и инструменты влияния на них есть, пришло время воспользоваться этими инструментами», – говорил президент.
На следующий день глава государства подписал ряд поручений, одним из которых «рекомендовал» главе ЦБ Эльвире Набиуллиной и премьер-министру Дмитрию Медведеву принять «скоординированные меры, направленные на пресечение спекулятивных действий и предотвращение случаев манипулирования на российском валютном рынке».
Глава администрации президента РФ Сергей Иванов сообщил журналистам, что расследованием спекуляций на валютном рынке займутся Банк России, Минфин и Федеральная служба по финансовому мониторингу. В свою очередь, в ЦБ заверили, что о введении каких-либо административных ограничений речь не идет, борьбу будут вести исключительно экономическими методами.
Первый зампред ЦБ Сергей Швецов, выступая 10 декабря 2014 года на X международном РЕПО-форуме, заявил, что так называемые валютные спекулянты – не всегда зло для валютного рынка. «Важно, чтобы не было концентрации валютных спекулянтов, чтобы было их разнообразие. Поэтому нужно поддерживать их. Спекулянты – это добро для валютных рынков», – подчеркнул он.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина сегодня заявила, что не видит необходимости вводить уголовное наказание за валютные спекуляции.