В ЦБ сочли «пугалкой» опасения банков из-за ограничений на кредиты
Реального риска за новыми полномочиями Банка России по прямым количественным ограничениям на выдачу кредитов нет, считает директор департамента обеспечения банковского надзора ЦБ Александр Данилов. Об этом он рассказал на брифинге, передает корреспондент РБК.
21 октября Госдума в первом чтении приняла законопроект о наделении ЦБ полномочиями по ограничению кредитования. В случае принятия поправок регулятор сможет устанавливать лимит на долю конкретных видов ссуд от общего портфеля банка или микрофинансовой организации (МФО). Ограничения, которые могут затронуть любые кредиты и займы, кроме ипотеки и автокредитов, нужны ЦБ для борьбы с перегревом на рынке потребительского кредитования.
Документ вызвал критику участников рынка. Ассоциация банков России направила в Минфин письмо с подробным отзывом на документ. В АБР опасаются, что, столкнувшись с отказами банков, заемщики будут удовлетворять свои потребности с помощью «теневого финансирования», в частности оформлять рассрочку у торговых посредников или небанковских экосистем, заключать сделки лизинга или вовсе обращаться к нелегальным кредиторам.
«Если в банках нельзя получить деньги, а клиенту они нужны, он пойдет в МФО, в МФО нельзя получить — он пойдет еще куда-то. Соответственно, если возникнет спрос, образуется теневой, нелегальный рынок предоставления кредитов», — говорил РБК вице-президент АБР Алексей Войлуков.
В Банке России не видят столь высоких рисков. «Я бы расценил это как такую «пугалку», что ли. Понятно, что какие-то частные случаи [перехода заемщиков к нелегальным кредиторам] могут происходить, но чтобы это в массе было, с учетом опять же того, что мы следим, чтобы такого не было, это [невозможно]. Это просто попытка немного нагнать жути, но мне кажется, что за этим нет реального риска большого», — заявил Данилов.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина в интервью РБК говорила, что регулятор, скорее всего, будет вводить ограничения сразу, как только получит такие полномочия. Существующих инструментов борьбы с закредитованностью населения Банку России не хватает. Как подчеркнула Набиуллина, «мы все равно не сможем сидеть сложа руки и ждать, когда проблема рассосется, потому что сама она не рассосется».