Станет ли май последним месяцем с рекордно высокой ставкой

Банк России на заседании 25 апреля сохранил ключевую ставку на уровне 21% годовых. На этой отметке она держится уже полгода, но теперь регулятор частично смягчил сигнал — убрал из релиза фразу о возможности повышения ставки на будущих заседаниях, которую использовал месяцем ранее (и до этого тоже).
«Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от скорости и устойчивости снижения инфляции и инфляционных ожиданий», — говорится в апрельском решении по ставке.
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина подтвердила, что вероятность такого сценария снизилась. Кроме того, ЦБ несущественно, но снизил прогноз по среднегодовой ставке на 2025 год: с 19–22%, ожидавшихся в феврале, до 19,5–21,5%. С 28 апреля до конца 2025 года средняя ключевая ставка ожидается в диапазоне 18,8–21,8%. Базовый прогноз регулятора по-прежнему допускает возможность повышения ставки — согласно ему, в случае негативного сценария она может достичь 22%, указывает в обзоре директор по инвестициям УК «Астра Управление активами» Дмитрий Полевой. Впрочем, вероятность этого сценария невысока, добавляет начальник центра рыночных стратегий Газпромбанка Егор Сусин.
Пока ЦБ по-прежнему осторожен и явных надежд на скорое смягчение политики тоже не дает.
«Чтобы снизить инфляцию, нам нужно длительное время сохранять жесткие денежно-кредитные условия. Наши дальнейшие решения будут зависеть от того, насколько быстро и устойчиво замедляется инфляция», — подчеркнула Набиуллина. Высокая ставка — это «многократно проверенное в самых разных условиях, разными странами весьма эффективное лекарство», заявила она. Именно медицинскими аналогиями сопровождалось нынешнее заседание ЦБ — первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов назвал Банк России «врачами с Неглинной» (на этой улице располагается главное здание ЦБ), а ставку 21% — «экспериментальным антибиотиком», от которого нельзя отказываться слишком быстро, чтобы не выработалась резистентность.
Впрочем, под действием жесткой денежно-кредитной политики инфляция уже начала снижаться, отметила Набиуллина. Текущие темпы роста цен замедлились примерно до 7% в пересчете на год, хотя это все еще много, указала она.
Эксперты, которых опросил РБК, разошлись в прогнозах относительно начала цикла смягчения. Некоторые считают, что ставку снизят уже на следующем заседании 6 июня. Но есть и те, кто ожидает сохранения ставки 21% до конца июля.
От чего зависит развитие событий
Замедление инфляции происходит неоднородно: цены на непродовольственные товары росли медленнее, чем на продовольственные товары и услуги, отметила Набиуллина. Кроме того, замедляется рост потребления, более медленными темпами растет экономика. Сохраняется дефицит кадров, но есть признаки ослабления напряженности на рынке труда, сказала глава ЦБ.
Сохраняется и ряд рисков для базового сценария ЦБ, который предусматривает достижение цели по инфляции в 2026 году. В частности, это последствия торговых войн, которые могут привести к большему охлаждению мировой экономики. «Если реализуются дополнительные риски со стороны пошлин, то вероятно дальнейшее снижение цен на нефть», — указала глава ЦБ. При этом, по ее словам, если Минфин скорректирует бюджетное правило и снизит цену отсечения по нефти, это станет дополнительным дезинфляционным фактором.
Когда и как сильно ЦБ будет снижать ставку
Ждать снижения ставки можно уже в июне, поскольку инфляция замедляется, говорит Сусин. «Мы видим, что замедление текущей инфляции с поправкой на сезонность в феврале было до 7,5%, в марте — до 7,1%, в апреле пока история идет в район 6,5–7%. В общем-то, инфляция за три месяца уже опустилась до уровня около 7–7,5%», — приводит данные эксперт. Если эти тенденции сохранятся, то в июне уже будет достаточно очевидно, что денежно-кредитные условия чрезмерно жесткие, считает Сусин. По его прогнозу, ставка в июне будет снижена на 200 базисных пунктов (2 процентных пункта).
«Текущие данные указывают на достаточно выраженное торможение экономики — и спроса, и бизнес-активности, и кредита, — которое скорее идет ниже прогнозов и дает почву для пересмотров», — отмечает главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец. Но очень многое зависит от внешних вводных, продолжает она: это и геополитика, и то, как торговые войны будут «впитываться в глобальную экономику».
«Поэтому нет у нас гарантий на июнь. Есть только суждение», — говорит Донец. По ее прогнозу, минимальным шагом в июне может быть 100 б.п.
Главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев считает, что на заседании в июне ЦБ сохранит ключевую ставку 21%, а 25 июля может снизить ее на 100–200 б.п., до 19–20%. «С одной стороны, сохраняются предпосылки для дальнейшего замедления инфляции — это охлаждение кредитования на фоне высокой ставки, крепкий рубль и активные переговоры России и США, ожидаемое замедление бюджетных расходов в последующие месяцы. С другой стороны, сдерживающими факторами для снижения инфляции выступают по-прежнему дефицитный рынок труда и быстрый рост зарплат, все еще повышенные инфляционные ожидания населения и бизнеса, риски со стороны внешних условий (геополитика, торговые войны), индексация тарифов и сборов темпами выше инфляции (с 1 июля тарифы ЖКХ вырастут на 12%)», — объясняет Васильев.
«Но в случае явного ухудшения ситуации в экономике или в случае значимого прогресса в переговорах России и США мы допускаем, что Банк России может начать снижать ключевую ставку на следующем заседании 6 июня», — добавляет аналитик. В его базовом прогнозе в конце года ключевая ставка составит 14% годовых.
ЦБ дал рынку нейтральный сигнал — это повышает его гибкость и означает, что на следующих заседаниях он может принять любое решение, говорит старший аналитик УК «Первая» Наталья Ващелюк. В базовом прогнозе она ждет снижения ставки в июле с 21 до 20%. Но, как и Васильев, Ващелюк не исключает, что регулятор может перейти к смягчению уже в июне: «Это возможно при улучшении внешних условий, усилении оптимизма по поводу геополитики, сохранении крепких позиций рубля, стабилизации или снижении инфляции».