Банк РПЦ снова подключили к электронным платежам
Банк России подключил «Пересвет», основным акционером которого является Русская православная церковь (РПЦ), к системе электронных платежей, сообщил РБК источник на банковском рынке. Информацию подтвердил казначей другого банка, который знает об этом от одного из клиентов «Пересвета». «Судя по всему, это означает, что операционный контроль полностью перешел в руки временной администрации», — сказал он.
Ранее о подключении банка к системе сообщило «РИА Новости» со ссылкой на источник в банковских кругах. В ЦБ отказались от комментариев.
«Пересвет» был отключен от данной системы утром в пятницу, 21 октября. Вскоре регулятор объявил о введении временной администрации в банке и моратории на удовлетворение требований кредиторов. Регулятор также сообщил, что банк не исполнял более чем семь дней требования кредиторов.
РПЦ принадлежит более 49% «Пересвета», еще 24% владеет Торгово-промышленная палата (ТПП).
Аналитики Райффайзенбанка в своем обзоре в понедельник допустили вероятность ликвидации банка «Пересвет». Они считают, что с учетом истощения средств фонда АСВ такое решение создаст минимальную нагрузку на государство в лице ЦБ. «По нашему мнению, если бы с подобной ситуацией банк столкнулся еще год назад, то санация была бы наиболее вероятным исходом, учитывая состав акционеров и юридических лиц, размещавших средства в банке. Однако сейчас, когда средства фонда АСВ уже истощены, решение может быть принято исходя из соображений минимальной нагрузки на государство в лице ЦБ, то есть вполне вероятна и ликвидация», — говорится в ежедневном обзоре банка.
Эксперты предлагают не спешить с выводами до того, как временная администрация определит размер ликвидных активов. В понедельник, 24 октября, газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила, что объем дыры в банке исчисляется десятками миллиардов рублей, что в разы больше страховой ответственности АСВ, что дополнительно играет против решения о санации банка.
«Выбор между санацией и банкротством должен делаться в результате оценки качества активов. Если выяснится, что объем проблем не очень большой, то логичнее санировать», — сказал РБК старший директор по финансовым институтам Fitch Ratings Александр Данилов. По его словам, в том же случае, если размер дыры превышает объем гарантированных вкладов и рекапитализация банка потребует больше денег, чем выплаты вкладчикам из фонда АСВ, то, соответственно, целесообразнее его банкротить. Однако, рассуждает эксперт, если акционеры будут готовы помочь частично или полностью закрыть проблемы с активами, то чаша весов может опять склониться в пользу санации.
Вместе с тем Данилов добавляет, что «могут быть и другие аргументы в пользу санации, например, репутационные риски или риски убытков для госкомпаний, которые держали в банке деньги».
В понедельник, 24 октября, рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) банка «Пересвет» до дефолтного уровня D с B+. Рейтинг банка также был выведен из списка на пересмотр с возможным дальнейшим понижением. «Fitch отзовет рейтинги в случае банкротства/ликвидации банка. Fitch может повысить рейтинги, если банк получит поддержку, достаточную для того, чтобы восстановить свою кредитоспособность», — говорится в пресс-релизе агентства.
Ранее 20 октября другое международное агентство Standard & Poor's понизило долгосрочные кредитные рейтинги по обязательствам в национальной и иностранной валютах «Пересвета» с В+/В до ССС-/С и поставило рейтинги банка на пересмотр с негативным прогнозом. Причиной этого стало введение банком ограничений на снятие наличных, следовало из пресс-релиза агентства.
Банк «Пересвет» в последнее время чувствовал себя достаточно уверенно, и внешних сигналов к проблемам с вкладами там не было, заявил РБК экс-глава синодального отдела по взаимодействиям церкви и общества отец Всеволод Чаплин. Он напомнил, что ранее у РПЦ были проблемы со вкладами в других банках — «Софрино» и Внешпромбанке. «Церкви надо уходить от процентных отношений и развивать беспроцентную финансовую систему. В последнее время в православной среде стали раздаваться голоса о том, что надо возвращаться к прежним правилам, которые запрещают брать духовенству проценты. И сейчас эти напоминания были проигнорированы», — рассуждает Чаплин.