ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне рекордных 20%
Совет директоров Банка России сохранил ключевую ставку на уровне 20%, говорится в сообщении регулятора.
«Российская экономика входит в фазу масштабной структурной перестройки, которая будет сопровождаться временным, но неизбежным периодом повышенной инфляции, в основном связанным с подстройкой относительных цен по широкому кругу товаров и услуг. Проводимая Банком России денежно-кредитная политика создаст условия для постепенной адаптации экономики к новым условиям и возвращения годовой инфляции к 4% в 2024 году», — заявил ЦБ. Из этого следует, что от таргетирования инфляции на уровне 4% регулятор не отказывается. Ранее, в декабре, он ожидал, что рост цен замедлится до 4–4,5% уже к концу 2022 года.
Регулятор не опубликовал нового прогноза по инфляции, уточнив, что «адаптация бизнеса к изменившимся внешним условиям, в том числе перестройка производственных и логистических цепочек, станет определяющим фактором, влияющим на динамику относительных цен на горизонте ближайших кварталов».
Нынешний рост ставок — временная антикризисная мера, подчеркнула глава ЦБ Эльвира Набиуллина: «Когда ситуация достаточно стабилизируется, ставки будут снижаться». Повышение ставки сыграло ключевую роль в возвращении денег населения на депозиты и, как следствие, стабилизации банковской системы.
«Проинфляционные риски существенно возросли и преобладают на всем прогнозном горизонте. В краткосрочном периоде действие проинфляционных факторов может быть усилено высокими и незаякоренными инфляционными ожиданиями. На более длинном горизонте сохраняется значительная неопределенность относительно скорости и масштаба подстройки совокупного предложения в российской экономике в ответ на произошедшее усиление торговых и финансовых ограничений», — отмечает сам ЦБ. По его оценке, динамика экономики и инфляции «будет значимо зависеть от решений, принимаемых в области бюджетной политики» (за которую отвечает правительство, а не сам Банк России).
Как действовал ЦБ на фоне санкций
С марта 2021 года, когда ставка составляла 4,25%, ЦБ на каждом плановом заседании поднимал ее на 25–100 б.п., а 28 февраля повысил сразу с 9,5 до 20% после ввода санкций на российские золотовалютные резервы. Повышение стало рекордным как по предпринятому шагу — 1050 б.п., так и по конечному значению: 20% — самая высокая ключевая ставка за все время ее существования (ставка рефинансирования, фактический предшественник ключевой, была и выше 20%, но до 2003 года).
Необходимость экстренного повышения ключевой ставки на внеочередном заседании в ЦБ объяснили стремлением «обеспечить увеличение депозитных ставок до уровней, необходимых, чтобы компенсировать [вкладчикам] возросшие девальвационные и инфляционные риски». Такая мера «позволит поддержать финансовую и ценовую стабильность и защитить сбережения граждан от обесценения», подчеркивали в Банке России.
ЦБ принимает жесткие решения на фоне ослабления рубля и ускорения инфляции. По данным Росстата, за первую неделю марта цены выросли на 2,2%, за вторую — еще на 2,1%. Уровень годовой инфляции к 11 марта уже составил 12,5% (при цели ЦБ в 4%). К концу года инфляция может разогнаться до 20%, прогнозируют аналитики, которых ранее опрашивал ЦБ. Ускорение роста цен также может сопровождаться падением экономики на 8% вместо ранее ожидавшегося роста на 2,4%.
Почему ЦБ принял решение сохранить ставку
Решение сохранить ставку предсказывали большинство аналитиков, участвовавших в консенсус-прогнозе Bloomberg, лишь малая часть из них ожидали роста до 23–25%. Мнения экспертов, которых опросил РБК за неделю до заседания Банка России, разделились между неизменной ставкой и ее ростом до 25%.
«Банк России считает, что повышение ставки до 20%, которое прошло 28 февраля, а также объявленные меры контроля за движением капитала оказались достаточными для стабилизации финансовой системы: приток средств на депозиты восстановился, спрос на наличную валюту снизился, рубль укрепился к доллару», — поясняет старший стратег по долговому рынку SberCIB Investment Research Игорь Рапохин. Дальнейшие действия регулятора будут зависеть от того, как российская экономика адаптируется к новым условиям — отмечает он.
По мнению директора департамента операций на финансовых рынках банка «Русский стандарт» Максима Тимошенко, ставка по 20% «позволила абсорбировать ликвидность на рынке, сделав ставки по рублевым депозитам настолько привлекательными, что в настоящий момент банки не только повысили привлекательность вкладов, но и нарастили свои депозитные портфели». Кроме того, немного снизилась привлекательность и потребительских кредитов, добавляет эксперт. «Оба эти эффекта позволили уменьшить общий спрос и тем самым ослабить рост цен», — считает он.
«Спустя две недели после экстренного повышения действительно не было смысла что-то делать. Дальнейшее повышение сигнализировало бы некую панику со стороны ЦБ (которой, судя по всему, уже больше нет), а снижение ставило бы под вопрос приверженность ЦБ инфляционному таргетированию», — говорит главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. По мнению эксперта, риторика комментария, опубликованного Банком России, говорит о прежней логике принятия решений — в первую очередь регулятор все так же смотрит на инфляцию. По прогнозу Долгина, по итогам марта годовая инфляция в РФ может ускориться до 16%, в течение года она будет в диапазоне 20–25%, а к концу года составит 20%: «В этих условиях в ближайшее время ни снижать, ни повышать ставку нет смысла».
О сохранении прежней парадигмы принятия решений говорит и директор по инвестициями «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой. При этом он полагает, что дальнейшая политика ЦБ будет направлена на сдерживание «неконтролируемого» роста цен, «структурные же инфляционные процессы ограничиваться не будут». Естественному замедлению инфляции, по мнению Полевого, будет способствовать снижение реальных доходов населения и прибылей компаний. Так, в 2023 году инфляция может замедлиться до 10–15% против 20–25% по итогам 2022 года. «В текущих внешних и внутренних условиях ЦБ, вероятно, пока будет сохранять ставку на уровне 20%», — резюмирует эксперт.
Дополнительное повышение может только навредить, считает экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Он ожидает, что на отметке в 20% ставка останется в течение всего 2022 года. «Выше ЦБ может пойти только в случае каких-то экстраординарных событий», — считает эксперт.
Прогнозировать, когда ставки опустятся, сейчас не имеет большого смысла, полагает эксперт «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер. Скорее всего, это займет несколько большее время, чем скачок и последующее ослабление монетарного ужесточения в прошлый кризис в 2014–2015 году, продолжает он. Тогда после резкого повышения до 17% ставка продержалась полтора месяца.