Радость и разочарование: как участники рынка отнеслись к новой ставке ЦБ
Решение совета директоров Банка России на заседании в пятницу, 16 сентября, снизить ключевую ставку до 10% одновременно и порадовало, и разочаровало участников рынка. Главным сюрпризом оказалось то, что регулятор особо подчеркнул, что его политика останется умеренно жесткой достаточно продолжительное время. Снижения ставки до 10% достаточно, чтобы сформировать необходимые условия для дальнейшего снижения инфляции, поэтому, полагают в ЦБ, дальнейшее снижение ключевой ставки может произойти не ранее первого-второго квартала 2017 года, объявил регулятор.
«Мы впервые дали более четкое понимание того, как будем действовать в ближайшие месяцы, — заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. — Мы видим и некоторые инфляционные риски, которые требуют более сдержанной траектории снижения инфляции, поэтому мы сделали более предсказуемыми наши действия для участников рынка. Мы хотели в том числе еще раз проинформировать всех, что хотим добиться цели по снижению инфляции до 4%».
«ЦБ фактически пообещал, что до конца года снижения ставок не будет», — сказал старший экономист инвестиционного банка «Ренессанс Капитал» Олег Кузьмин. По словам эксперта, отчасти это может быть связано с ожидаемым профицитом рублевой ликвидности, что само по себе в конце года приведет к некоторому снижению денежно-кредитных условий без того, что ЦБ будет менять ставку. Структурный профицит ликвидности в банковском секторе, по прогнозам ЦБ, может наступить не ранее 2017 года, если траты из Резервного фонда в этом году составят около 2,7 млрд руб.
Как отметила Набиуллина, возможность для снижения ставок в этом году маловероятная. «Что касается снижения ставки в этом году, исходя из нашего базового прогноза это крайне маловероятный сценарий. Конечно, некоторая вероятность существует, но только в том случае, если будет существенное отклонение от нашего базового сценария в лучшую сторону. Такое может произойти, но в базовом сценарии мы не видим такой вероятности», — сообщила она.
В ускоренный рост российской экономики в самом ЦБ, судя по опубликованному в пятницу докладу о денежно-кредитной политике, не верят. Согласно прогнозам регулятора, ВВП РФ в третьем квартале 2016 года снизится на 0,3–0,7% к тому же периоду прошлого года. Инвестиции в основной капитал сократятся на 2,5–3,5%. Роста экономики, считают в ЦБ, можно ждать не ранее 2017 года, но он также будет невысоким — менее 1% (в рисковом сценарии заложено падение ВВП на 1–1,5%). Ранее Банк России ожидал роста ВВП в 2017 году 1,1–1,4%.
Причины «неуверенного восстановления экономики», как отмечается в докладе регулятора, в структурных проблемах. «Чтобы предприниматели, инвесторы вкладывали тот финансовый ресурс, который возникает в определенных секторах экономики, выигравших в том числе из-за внешнеэкономической конъюнктуры, нужны стимулы для их инвестиционных решений, для диверсификации их инвестиций. Это связано в целом с определенностью перспектив, экономических перспектив сбыта продукции и так далее, и так далее, то есть со всем тем, что называется «инвестиционный климат», — сказала Набиуллина.
«Снижение ставки на 50 б.п. ожидаемое, но комментарий достаточно жесткий, — написал в комментарии Bloomberg главный экономист банка «Санкт-Петербург» Дмитрий Шагардин. — Регулятор считает, что проблемы экономического роста лежат в области структурных дисбалансов, а не в жесткой монетарной политике».
Соответственно, замедлятся и темпы кредитования: в ЦБ ожидают, что прирост кредитного портфеля банков РФ в 2016 году составит 4–6%. В предыдущем докладе, опубликованном в июне, Банк России ожидал динамику этого показателя на уровне 5–8%. В 2017 году темпы роста кредитования останутся на уровне этого года, оживление на рынке банковских кредитов, считает регулятор, может начаться не ранее 2018 года — кредитный портфель может вырасти на 7–9%.
«Мы не думаем, что в ближайшие месяцы стоит ждать заметной кредитной активности», — сказал РБК председатель правления ЮниКредит Банка Михаил Алексеев, комментируя заявления регулятора.
Последнее, впрочем, в ЦБ склонны рассматривать как позитивный фактор, поскольку слишком быстрые темпы роста кредитования могут создавать риски финансовой стабильности. «Слишком быстрые темпы роста потребкредитования могут создавать риски... финансовой стабильности, когда происходит накопление пузыря и когда закредитованность населения начинает активно расти», — пояснила Эльвира Набиуллина. Она отметила, что потребкредитование должно расти темпами, близкими к темпам роста доходов населения.
Позиция ЦБ стала неожиданностью для некоторых участников рынка, которые надеялись на более активное снижение ставок от регулятора. Согласно консенсус-прогнозу РБК, большинство аналитиков прогнозировали снижение ставки до конца года до 9,5%. Два инвестбанка, UBS и City, ожидали снижения ключевой ставки до 9%. «Удивительно, но ЦБ исключил любые новые сокращения ставки до конца года и явно отметил, что в ближайшем будущем не стоит ждать понижения ставок на рынке», — написали в своем обзоре аналитики Sberbank CIB Владимир Цыбанов, Том Левинсон и Антон Струченевский. Эксперты отметили, что, учитывая риторику регулятора, который считает, что умеренно жесткие условия денежно-кредитной политики не препятствуют экономической деятельности, не следует ожидать улучшений на рынке кредитования. «Реальные корпоративные кредитные ставки будут оставаться чрезвычайно высокими, на уровне около 7%. Это может замедлить или даже отсрочить восстановление экономики, особенно в области инвестиций», — пишут аналитики инвестбанка.
«Наша экономика показывает признаки оживления: перестали падать реальные доходы населения, растет спрос. Для поддержки этого оживления необходимо снижение кредитных ставок, уровень которых во многом определяется ключевой ставкой», — считает начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков.
«ЦБ пытается убедить всех, что цель по инфляции в 4% является достижимой. Это важно с точки зрения долгосрочных кредитных ресурсов, стоимость которых в значительной степени определяется ожиданиями по инфляции», — говорит Олег Кузьмин. Экономист согласен, что более активное снижение ставки могло бы подстегнуть экономический рост в стране, однако этот эффект был бы кратковременным. «Банки могли бы снизить ставки по коротким кредитам, но рынок получил бы сигнал, что регулятор не готов следовать своей парадигме по снижению инфляции. Если у банков и инвесторов не будет четкой уверенности, что инфляция будет низкой, то мы никогда не получим долгосрочные дешевые финансовые ресурсы. А с этим связан долгосрочный экономический рост», — рассуждает эксперт.
Первый зампред Совкомбанка Сергей Хотимский полагает, что решение ЦБ снизить ключевую ставку практически не окажет влияния на стоимость кредитных ресурсов для экономики. «За последние 12 месяцев стоимость среднесрочных кредитов уже упала на 3 п.п., тогда как ключевая ставка — на 1 п.п. Рынок изначально закладывал снижение ставки ЦБ, поэтому с учетом жестких заявлений ЦБ и готовящегося выпуска облигаций Банка России (ОБР) ставки по ним останутся на прежнем уровне. Это хорошо, потому что нам с учетом макроэкономической ситуации сейчас не нужен быстрый рост кредитования. Мы не готовы к ставке 8%. Больше кредитов нужно, если в стране высокая безработица или много незагруженных мощностей. В нашем случае следует медленно наращивать инвестиции в экономику, чтобы получить долгосрочный рост, а не инфляцию», — рассуждает Сергей Хотимский.
«На мой взгляд, решение ЦБ снижать ставку постепенно продиктовано усилением в первую очередь глобальных рисков. Так, Банк России в своих прогнозах учитывает как минимум одно повышение ставки Федеральной резервной системой (ФРС) в 2016 году, не исключает, что их может быть и два», — считает главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик. По его мнению, снижения процентных ставок и, как следствие, ускорения кредитования можно ждать лишь в первой половине следующего года.