Набиуллина допустила «шок» от энергоперехода, как с ценами нефти в 70-х
Переход на ESG, в частности энергопереход, станет серьезным фактором для возможного ускорения инфляции, считает председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Об этом она заявила в ходе Гайдаровского форума.
«Сейчас начинает действовать мощный, долгосрочный, структурный и проинфляционный фактор, который называется «энергетический переход». Это тоже проинфляционно, потому что экологические технологии, которые еще не все доступны, они будут дороже. Инвестиции в традиционную энергетику в силу неопределенности меньше, это тоже будет дороже. То есть это все, по сути дела, ESG-фактор — это такой длящийся будет шок предложения. Аналогично тому, что было с нефтяными ценами в 1970-х годах», — отметила глава Банка России в рамках сессии, посвященной макроэкономическим приоритетам.
ESG — это свод правил и подходов, которые должны учитываться властями и бизнесом при разработке стратегий развития. E в аббревиатуре «отвечает» за вопросы защиты окружающей среды (environmental), S — за все, что касается отношений с сотрудниками, клиентами и обществом (social), а G — за стандарты корпоративного управления (corporate governance).
«Промедление с мерами денежно-кредитной политики может привести к худшим последствиям», — считает глава Банка России. ЦБ повышал ключевую ставку на фоне разгона инфляции начиная с марта 2021 года, за это время она выросла вдвое — с 4,25 до 8,5%. «Мои коллеги в ЦБ посчитали: если бы мы оставили ключевую ставку, как есть, то, конечно, инфляция была бы выше где-то до 4 п.п.», — сказала Набиуллина на Гайдаровском форуме. По ее словам, в конечном итоге ставку все равно пришлось бы повышать, но уже более радикально. Инфляционные ожидания «разогрелись бы еще сильнее», что, как указывает Набиуллина, свидетельствовало бы о «несвоевременности действий и необходимости более жесткой политики».
По данным Росстата, по итогам 2021 года инфляция в России составила 8,4% — это шестилетний максимум. Сильнее всего в прошлом году подорожали строительные материалы — на 23,8%, мясо и птица — на 17,5%, табачные изделия — на 16,4%, крупа и бобовые — на 16,1%, куриные яйца — на 16%. ЦБ ожидает, что годовая инфляция снизится до 4–4,5% к концу 2022 года и в дальнейшем будет находиться вблизи целевых 4%.
Дезинфляционные факторы, благодаря которым «до последнего времени мир привык жить в условиях низкой инфляции», постепенно угасают, констатировала Набиуллина. Так, после кризиса, связанного с пандемией и разрушением цепочек поставок, отчетливо наметился тренд на деглобализацию — производители стремятся к локализации всех этапов.
Еще один дезинфляционный фактор, чье действие снижается, — ужесточение денежно-кредитной политики центральными банками разных стран. «Произошла стабилизация финансового регулирования. Мы видим, что дальнейшего ужесточения нет. Где-то даже, наоборот, есть некоторые попытки смягчить финансовое регулирование», — пояснила Эльвира Набиуллина.
Министр финансов Антон Силуанов, также участвовавший в сессии, согласился с главой ЦБ. «В конечном счете причина инфляции — монетарные факторы. Решать можно и нужно с помощью предложения, но это достаточно длительный тренд. Ну а в краткосрочном плане, конечно, это меры и по снижению монетарного давления на инфляцию», — указал Силуанов.
Всемирный банк уже подготовил четыре сценария для экономики России от энергоперехода. Во всех из них спрос на углеводороды со стороны экономик, которые принимают внутренние меры по предотвращению глобального потепления, упадет существенно, поэтому ВВП и уровень благосостояния России снизятся к 2050 году относительно базового сценария.