ЦБ Турции не прислушался к Эрдогану и поднял базовую процентную ставку
Центробанк Турции принял решение повысить базовую процентную ставку сразу на 6,25 п.п. — с 17,75 до 24% годовых. Об этом говорится в сообщении регулятора.
ЦБ поднимает ставку в третий раз с начала года. Причем в этот раз размер повышения превысил ожидания экспертов: аналитики Bloomberg прогнозировали увеличение ставки до 21%. «Центральный банк Турции не может позволить себе создавать больше неопределенности в отношении своей денежно-кредитной политики», — заявил агентству управляющий в PineBridge Investments в Лондоне Андерс Фергеманн, отметив, что решение оставить ставку без изменений может вызвать новые проблемы у турецкой лиры. Экономисты, опрошенные Reuters, также прогнозировали повышение.
За несколько часов до заседания ЦБ президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган потребовал обратного — снижения ставки, назвав ее слишком высокой. Эрдоган обвинил Банк Турции в неправильных действиях, которые привели к высокой инфляции. «Я никогда не видел, чтобы Центробанк выполнял прогноз по инфляции на конец года», — сказал президент. Кроме того, ранее он издал указ, которым ограничил использование иностранной валюты в сделках внутри страны. На фоне этих действий Эрдогана турецкая лира упала в ходе торгов на 3,3%.
После повышения процентной ставки турецкая лира укрепилась по отношению к доллару, поднявшись почти на 3%. Кроме того, это повлияло на курс рубля, который на торгах в четверг укрепился и к евро, и к доллару.
В этом году Анкара столкнулась с валютным кризисом, кроме того, в стране резко усилилась инфляция. Турецкая лира с начала года по отношению к американскому доллару потеряла более 40%. В августе рост потребительских цен в стране ускорился до 17,9% в годовом выражении (в июле показатель составлял 15,85%). А в августе, после повышения Вашингтоном пошлин на сталь и алюминий из республики в два раза, соотношение лира — доллар достигло исторического минимума.
Президент Эрдоган связывал экономические проблемы страны именно с конфликтом с США, называя это «операцией [внешних сил] против Турции». Однако аналитики J.P. Morgan Asset Management считают, что турецкая экономика попала в эпицентр структурных и геополитических проблем.