ЦБ ввел временный порядок выдачи наличной валюты для бизнеса
Российские банки с 10 марта должны следовать новым правилам выдачи наличной иностранной валюты клиентам — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП), следует из предписания ЦБ, направленного в кредитные организации. Документ имеет гриф «Для служебного пользования», его содержание РБК подтвердили три источника в крупных банках. РБК направил запросы в кредитные организации из топ-20.
После публикации материала РБК Банк России выпустил сообщение, подтверждающее введенные для бизнеса меры по выдаче наличной валюты.
Срок действия новых ограничений — шесть месяцев, или до 10 сентября 2022 года, следует из документа. В этот период корпоративные клиенты банков и предприниматели смогут получить со счетов наличную иностранную валюту при следующих условиях.
- Российские юридические лица или индивидуальные предприниматели вправе снять до $5 тыс. наличности или эквивалент этой суммы в евро, фунтах стерлингов, японских иенах на оплату или возмещение командировочных расходов сотрудников, выезжающих за рубеж.
- Такой же лимит и условие распространяется на ситуации, если клиенты-резиденты хотят получить деньги с открытого ранее валютного депозита.
- Если компаниям или ИП требуется сумма больше $5 тыс., то операцию нужно будет согласовать с ЦБ. Банк будет обязан направить регулятору ходатайство с обоснованием и подтверждающими документами.
- Выдача российским клиентам наличных долларов, евро, фунтов стерлингов и иен должна осуществляться только через кассы банков.
- Иностранные компании и предприниматели-нерезиденты не смогут получить наличные доллары, евро, фунты стерлингов или иены со счетов и депозитов вплоть до 10 сентября.
- Все корпоративные клиенты независимо от резидентства смогут снять наличные со счетов и депозитов без ограничений в иной иностранной валюте (не доллары, евро, фунты стерлингов или иены) по рыночному курсу в день совершения операции.
Ограничения на выдачу основных видов иностранных валют для бизнеса и предпринимателей вводятся из-за санкций против ЦБ и российских банков, наложенных властями западных стран, говорится в предписании.
С 22 февраля власти Соединенных Штатов, ЕС, Великобритании и других стран вводили разной степени жесткости санкции против крупных российских банков — «Сбера», ВТБ, Газпромбанка, «Открытия», Альфа-банка, Промсвязьбанка, Совкомбанка.
С 28 февраля Евросоюз запретил своим гражданам и компаниям все операции, связанные с управлением резервами и активами Банка России, то есть фактически заморозил его резервы за рубежом. Похожее решение приняли США: российский регулятор не внесен в блокирующий список SDN, но американские резиденты больше не могут проводить с ним операции. К санкциям присоединилась и Япония.
Около 50% резервов ЦБ были размещены в странах, присоединившихся к санкциям, и они будут заблокированы, говорил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель. По состоянию на 18 февраля международные резервы Банка России оценивались в $643 млрд. Примерно пятая часть этой суммы ($132 млрд) по состоянию на 1 февраля приходилась на золото на территории России. Под санкциями оказались валютные резервы Банка России, что лишило его возможности проводить интервенции на рынке для поддержки рубля.
9 марта Банк России ужесточил правила выдачи наличной иностранной валюты населению. Теперь до 9 сентября россияне могут снять в кассах банков с открытого до 9 марта депозита или счета только наличные доллары в пределах $10 тыс. (евро, фунты, юани выдаются только в долларовом эквиваленте). Средства сверх этого лимита можно получить только в рублях. Кроме того, граждане не могут купить в банках наличную валюту за рубли. Безналичные операции по конвертации валют не ограничивались. Опрошенные РБК эксперты называли меры ЦБ для населения вынужденными и связали их с необходимостью охладить спрос граждан на валютную наличность.
По данным Банка России, 9 марта в стране впервые с 24 февраля (начала военной операции на Украине) был зафиксирован приток рублевой наличной валюты в кредитные организации. Объем наличных денег в обращении сократился на 25,4 млрд руб. До этого, начиная с 24 февраля, наблюдался длительный отток сбережений в наличную форму и пополнение касс банков — на уровне 2,8 трлн руб.
Зачем понадобились новые ограничения
«Подавляющего большинства российского бизнеса это все (лимиты на валюту. — РБК) не касается: за два года пандемии даже переговоры стали проводиться дистанционно, по видеосвязи, а поездки сократились. Для других целей — обучения сотрудников, участия в конференциях, командировок — установленного лимита вполне достаточно. Тем более осталась возможность по согласованию получить более высокую сумму», — сказал РБК сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Потребность бизнеса в наличной иностранной валюте именно для операционной деятельности действительно низкая, соглашается управляющий директор отдела валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов: «Все расчеты с зарубежными контрагентами безналичны. Наиболее стандартная потребность в наличной иностранной валюте обусловлена командировочными расходами».
Данилов-Данильян допустил, что потребность бизнеса в иностранной наличной валюте сейчас может иметь «элементы недобросовестности». Он не исключил, что лимит на снятие для компаний и предпринимателей оказался вдвое ниже, чем для физлиц, чтобы бизнес не стал каналом для обналичивания валюты в интересах граждан.
Меры ЦБ для бизнеса на самом деле нацелены на сдерживание обналичивания средств физическими лицами «через подконтрольные им организации», полагает Беликов. «Подобные операции возможны в случае слабого контроля и ограниченной отчетности, нерегулируемого вида деятельности. То есть можно считать новую меру дополнительным ограничением в первую очередь на обналичивание для физических лиц через фиктивные расходы подконтрольных им микропредприятий, а также через статус индивидуального предпринимателя», — поясняет Беликов.
В целом все ограничения ЦБ на операции с наличной иностранной валютой нацелены на минимизацию оттока клиентских средств из банков за рубеж, стабилизацию спроса на наличность и недопущение дефицита валюты, резюмирует эксперт.