Путин заявил об удержании курса рубля в «приемлемом коридоре»
Властям России удается удерживать курс рубля в «приемлемом коридоре», заявил президент России Владимир Путин на встрече с членами делового совета БРИКС, задачей которого является развитие экономических, торговых и инвестиционных связей между странами-участниками организации.
«Несмотря на все трудности, с которыми сталкивается мировая экономика и российская тоже, всё‑таки нам удаётся удержать фундаментальные основы российской экономики, которые мы укрепили за последние 10–15 лет. Мы на весьма низком уровне держим уровень безработицы, мы сохранили свои резервы, у нас положительный торговый баланс, и в приемлемом коридоре удаётся держать курс национальной валюты», — сообщил Путин.
Выступая в середине июня 2015 года на Петербургском международном экономическом форуме, президент России Владимир Путин пообещал бизнесу сдержать чрезмерное укрепление рубля, подрывающее конкурентоспособность российских предприятий. «У Центрального банка много инструментов регулирования. Вот это регулирование в рамках рыночных отношений, конечно, будет использоваться для того, чтобы обеспечить интересы наших производителей в реальном секторе», — пояснил Путин.
В то же время президент признал, что чрезмерное ослабление рубля имеет и «негативные составляющие», а потому в вопросе поддержки доллара важно «не переборщить».
Комментируя заявление главы государства, бывший первый зампред ЦБ, а ныне председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин пояснил РБК, что де-факто речь идет о постепенном отказе от принятой ранее концепции свободно плавающего курса рубля. В рамках новой политики курс рубля в значительной мере контролируется Центральным банком за счет операций на валютном рынке.
«В краткосрочном плане искусственное ослабление национальной валюты позволяет защищать отечественные предприятия от внешней конкуренции. На мой взгляд, эта политика не имеет никаких долгосрочных перспектив, потому что, в принципе, компании не должны быть защищены все время, они должны конкурировать и делать товары лучше и дешевле, чем другие. Временно можно, но в конечном счете это не стратегия, — отметил Вьюгин.
Позднее глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в интервью РБК заверила, что ни о каком отказе от плавающего курса национальной валюты речь не идет. «Мы не отказались от плавающего курса. Было бы странно от нас ожидать, что мы так легко откажемся от него, учитывая, в каких сложных условиях мы к нему перешли. Наши операции на валютном рынке по пополнению золотовалютных резервов никак не противоречат плавающему курсу и инфляционному таргетированию», — пояснила глава Банка России.
В ходе встречи в четверг на саммите в Уфе российский президент также призвал своих коллег из других стран БРИКС (на встрече присутствовали президент Бразилии Дилма Руссефф, премьер-министр Индии Нарендра Моди, председатель КНР Си Цзиньпин и президент ЮАР Джейкоб Зума) расширять использование национальных валют в межгосударственной торговле.
«С некоторыми странами мы даже создали специальные пулы валют. Например, с Китайской Народной Республикой наши центральные банки обменялись соответствующими объёмами ресурсов, своп организовали, прошла уже торговля фьючерсами на пару рубль–юань. Я думаю, что такое же развитие и с Индией, и с Бразилией, и с Южно-Африканской Республикой было бы интересно и могло бы, безусловно, поднять уровень торгового оборота», — подчеркнул Путин.