«ВТБ Капитал» рассказал о четырех ожидающих Россию инфляционных шоках
Индекс потребительских цен может вырасти под влиянием «новых шоков», пишет главный экономист «ВТБ Капитала» Александр Исаков в обзоре «Инфляция в России: старые шоки стираются, новые (хоть и меньшие) еще окажут влияние». Эксперт выделяет четыре события, которые могут привести к росту инфляции.
Самый существенный фактор — запрет на импорт турецкой продукции. По подсчетам Исакова, это может повысить продовольственную инфляцию на 0,5 п.п. «В зимний период на поставки из Турции приходится 10–15% всей реализуемой в России плодоовощной продукции; доля овощей и фруктов в продовольственной корзине составляет 10%, и рост цен, связанный с переключением на закупку из других регионов, включая увеличение стоимости доставки, может составить 10–50 п.п.», — объясняет он в обзоре.
К общей инфляции запрет на импорт турецкой продукции, по подсчетам «ВТБ Капитала», может добавить 0,2–0,3 п.п. «Накопленных ретейлерами запасов товаров хватит вплоть до новогоднего периода, и этот эффект, вероятно, начнет сказываться лишь в начале следующего года», — отмечает Исаков. Дополнительное инфляционное давление, по его словам, могут также оказать неформальные ограничения на ввоз непродовольственных товаров и рост спроса, а соответственно, и цен на внутренний туризм.
Центральный банк, комментируя санкции против Турции, отмечал, что они окажут незначительное влияние на инфляцию в России. По оценке Банка России, рост цен с конца 2015 года по начало 2016 года составит не более 0,4 п.п.
Вторым фактором, который способен привести к росту инфляции, является введение платы за проезд грузовых автомобилей по федеральным трассам. По подсчетам Исакова, это может разогнать инфляцию еще на 0,2 п.п. Ранее аналитики Газпромбанка отмечали, что влияние «ввода в действие платы за проезд по федеральным дорогам с грузовиков массой свыше 12 т на инфляцию составит 0,5 п.п. на горизонте шести месяцев».
Третий фактор, который, по мнению Исакова, может привести к росту инфляции выше прогнозов, это специальный режим импорта сельхозпродукции через Белоруссию в целях ограничения реэкспорта, который с 7 декабря вводит Россельхознадзор.
Наконец, «ВТБ Капитал» видит риски, связанные с ускорением инфляции, после заявления главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева о том, что с января 2016 года Украина, скорее всего, пополнит список стран, в отношении которых действуют ограничения на импорт продовольственных товаров.
Масштаб новых шоков, вероятно, «будет меньше, чем эффект первой фазы ослабления рубля (около 6 п.п.) и первых импортных ограничений (около 2,5 п.п.)», пишет Исаков. Он по-прежнему ждет, что инфляция по итогам 2015 года составит 12,5%, а к концу 2016 года понизится до 6–6,5%. «Инфляция с начала года достигла 12,1%. С учетом того что недельный рост цен в последнее время стабилизировался на уровне 0,1%, риск того, что значение ИПЦ на конец 2015 года окажется выше нашего прогноза (12,5%), представляется нам незначительным», — пишет Исаков. По данным Росстата, годовой ИПЦ в ноябре понизился до 15% против 15,6% в октябре. Основной причиной стала дезинфляция цен на продовольственные товары.