КНР боится за сохранность своих американских сбережений
Нельзя забывать и про то, что обе стороны тесно связаны деловыми отношениями: КНР является крупнейшим иностранным кредитором США и держит у себя долговые облигации Америки на 1 трлн долл. По оценкам аналитиков, сейчас Штатам – на фоне бушующего финансового кризиса - надо любыми возможными способами убедить Пекин в сохранности этих денег.
Буквально в начале следующей недели Г.Гайтнеру предстоит встретиться с председателем КНР Ху Цзиньтао, премьером Госсовета Вэнем Цзябао и вице-премьером Ванем Цишанем. Самое интересное, что еще в марте этого года В.Цзябао отмечал, что "крайне обеспокоен тем, что золотовалютные резервы КНР на две трети состоят из долларов и казначейских облигаций США".
В свою очередь Гуань Тао, отвечающий за управление государственными резервами Китая, заявил накануне, что "мировой финансовый кризис подорвал доверие к американской валюте и привел к тому, что власти стран по всему миру пытаются диверсифицировать свои резервы". К комментариям Гуаня Тао стали относиться с особым вниманием после того, как он стал отвечать за судьбу китайских золотовалютных резервов объемом 1,95 трлн долл.
Конечно, Вашингтон не остался глух к заявлениям китайских чиновников. Так, буквально на прошлой неделе Тимоти Гайтнер в своем выступлении еще раз подчеркнул приверженность американских властей к политике "сильного доллара". "Наша главная задача – вернуть доверие к американской экономике. Мы придерживаемся политики сильного доллара", - заявил глава Минфина США.
Правда, столь оптимистичную точку зрения, видимо, разделяют далеко не все участники рынка. На фоне роста обеспокоенности инвесторов в последние несколько дней стоимость государственных облигаций США резко пошла вниз. В итоге Вашингтону пришлось заверить Пекин в сохранности китайских запасов и забыть про свои беспокойства по поводу стоимости китайского юаня. "Маловероятно, что валютный вопрос будет основным во время предстоящей встречи. США и КНР предстоит решить огромное количество проблем, в том числе проблему мирового финансового кризиса", - отмечает вице-президент National Association of Manufacturers Фрэнк Варго.
Эксперты говорят и о том, что во время предстоящей встречи не будет принято никаких важных решений. "Конечно, КНР может вновь затронуть вопрос о сохранности своих сбережений. Но маловероятно, что будут сделаны какие-то конкретные предложения", - полагает профессор Shanghai University of Finance and Economics Си Цзуньян. По его оценкам, переговоры будут проходить в дружеской атмосфере. Вторит специалисту и эксперт Beijing Foreign Studies University Тао Си: "Пекину проще наладить контакт с Тимоти Гайтнером и Бараком Обамой, нежели с американскими конгрессменами".
Свою роль сыграет и тот факт, что сейчас американский министр финансов всеми силами пытается загладить свою вину: в начале января он назвал КНР "валютным манипулятором" и призвал Пекин ослабить давление на свою валюту. Однако теперь Т.Гайтнер всеми правдами и неправдами старается вычеркнуть из истории этот неприятный инцидент и активно налаживает отношения с Поднебесной. "Вполне возможно, что администрация Б.Обамы наконец-то начала относиться КНР как к партнеру. Во всяком случае, китайские власти возлагают на эту администрацию большие надежды", - заключил Тао Си.