Азиатский вектор: АТЭС нам становится ближе
Однако в последнее время многие эксперты все чаще стали говорить о том, что китайская модель экономического роста уже исчерпала себя, и в случае неудачных попыток перехода на новую модель за счет роста внутреннего потребления и инноваций китайской экономике грозит стагнация. Попробуем выяснить, стоит ли российской экономике в большей степени ориентироваться на азиатский рынок, какие перспективы у такой переориентации и какие преграды стоят на этом пути.
Давняя дружба с АТЭС
Вот уже более 20 лет живет и здравствует Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - специальная организация, объединяющая страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) для взаимодействия в сферах торговли и инвестиций. Организация поставила перед собой цель развития в регионе принципов свободной торговли и свободного движения капиталов. В настоящий момент в АТЭС входит 21 страна, включая КНР, США, Канаду, Японию, Австралию.
Россия присоединилась к этой организации в ноябре 1998г. Традиционно считается, что в интеграции с АТР особенно заинтересованы Сибирь и Дальний Восток РФ. Прежде всего это касается энергетической и транспортной составляющих, хотя некоторые эксперты считают, что потенциал экспорта углеводородов из РФ в Китай несколько ограничен.
И вот, наконец, в 2012г. саммит АТЭС впервые пройдет в России. Он состоится 7-8 сентября 2012г. во Владивостоке на острове Русский в рамках председательства РФ в АТЭС. Правда, подготовку России к саммиту несколько омрачило обрушение дороги от аэропорта Владивостока до острова Русский. Но на помощь поспешил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который 18 июня поручил привлечь к ответственности виновных в некачественном строительстве трассы и восстановить дорогу в кратчайшие сроки. Увольнения в Приморском крае уже последовали, а горе-трассу, как заверил первый вице-премьер Игорь Шувалов, можно восстановить в течение 2-3 недель. Так что есть надежды на то, что инфраструктурные проблемы не помешают проведению саммита.
Китай пока впереди
Азиатско-Тихоокеанский регион через два десятка лет будет играть главную роль в мировой экономике, в первую очередь благодаря усилению роли Китая, полагает экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. "Я уверен в том, что в ближайшие 20 лет этот регион станет основным из-за увеличения доли Китая и более высоких темпов роста китайской экономики по сравнению с другими регионами мира", - сказал он в рамках одной из дискуссий на ПМЭФ.
Вместе с тем, по мнению А.Кудрина, из-за глобализации АТР стал "более уязвимым к кризисным явлениям". По его словам, регион активно "втягивается" во взаимоотношения с другими странами, что помимо позитивных сторон имеет и негативные. Так, азиатские банки в свое время выдали много кредитов европейским партнерам и теперь сильно зависят от развития ситуации в Европе. В свою очередь главный директор по управлению рисками Citigroup Inc. Брайан Лич отмечает, что "у Китая исключительно сильная банковская система".
Значительным преимуществом КНР многие эксперты также называют высокую трудоспособность китайского населения. "Наш успех построен на трудолюбии китайского народа, на рыночных механизмах, а не на вмешательстве со стороны государства, налоговой и денежной политике", - считает профессор экономики и финансов Китайско-европейской международной бизнес-школы (CEIBS) Сюй Сяонянь. Трудолюбие китайцев отмечает и глава российского банка ВТБ Андрей Костин. "В Китае мужчины меньше пьют и больше зарабатывают", - сказал он, сравнивая, видимо, китайцев с нашими соотечественниками.
Однако, несмотря на все плюсы, демографическая ситуация в Китае очень далека от идеала. Как отмечает главный исполнительный директор южнокорейской компании Hyundai Energy and Resources Бон-Джин Янг, демографическая политика Китая, ограничивающая рождение детей, за последние три десятка лет привела к нехватке трудовых ресурсов в стране. "Сейчас каждый работающий должен содержать четырех человек. Китаю требуется 2 млн новых работников, и экспорт уже не так выгоден, ожидания не так амбициозны", - указывает он.
Препятствия
Одной из главных преград на пути интеграции в рамках АТЭС многие эксперты называют слабое развитие инфраструктуры в РФ. Так, например, для проведения саммита АТЭС пришлось буквально с нуля строить необходимые объекты во Владивостоке.
У России есть потенциал выделять ежегодно до 5% от ВВП дополнительных средств на развитие инфраструктуры, не увеличивая при этом расходы бюджета, однако популизм властей мешает это сделать, считает А.Кудрин. По его словам, строительство дорог в России необходимо увеличить как минимум в 4 раза. В качестве потенциальных резервов для финансирования инфраструктуры экс-министр указывает на дефицит Пенсионного фонда и на государственные субсидии предприятиям. "Мы очень много тратим на субсидии предприятиям. Неимоверно много - на 2-3% ВВП. Их можно сократить и направить эти средства на инфраструктуру", - считает А.Кудрин. По мнению министра, эти и пенсионные деньги - это как минимум 5% от ВВП, которые в бюджете можно было бы перераспределить на развитие инфраструктуры.
Глава группы "Сумма" Зиявудин Магомедов высказал мнение, что именно неразвитость инфраструктуры является основной проблемной точкой роста экономики России. По его словам, рост ВВП в 3-4% является ничтожным, поскольку наша страна является развивающейся, а значит, ей необходим рост в 8-9% ВВП ежегодно. Частично проблему можно решить за счет развития железной дороги, где сейчас количество так называемых узких мест составляет 7 тыс. км, частично - за счет большего вложения средств в строительство дорог.
Бизнес в помощь государству
Участники дискуссий в рамках ПМЭФ считают, что при развитии инфраструктуры России нужно использовать государственно-частное партнерство (ГЧП). "На условиях полной доступности инфраструктуры для всех частный ее характер будет означать, что доходы от ее использования будут идти собственнику, а доступна она должна быть для всех. В этом смысле мы можем существенно расширить строительство инфраструктуры за счет частных средств", - полагает А.Кудрин. В качестве примера возможного использования ГЧП он привел прокладку дорог, а также создание другой инфраструктуры, необходимой для разработки месторождений полезных ископаемых.
В свою очередь З.Магомедов указывает на необходимость развития инфраструктуры для увеличения экспорта зерна из РФ. По его словам, Россия может увеличить экспорт зерна с текущих 25-27 млн т в год до 40 млн т, а потенциал увеличения поставок в страны Юго-Восточной Азии составляет 10-12 млн т в ближайшие 5 лет. З.Магомедов отметил, что потенциал России в увеличении экспорта продовольствия в совокупности с ростом спроса и импорта продуктов питания и зерна в Азии создают уникальную возможность для страны. Однако для ее реализации потребуется развитие зерновой инфраструктуры - в первую очередь строительство элеваторов и зерновых терминалов на Дальнем Востоке, а также "расшитие" узких мест на подъездах к портам для увеличения пропускной способности транспортных узлов. Бизнесмен также посетовал на высокие расходы на логистику. "Есть проблема, связанная с издержками на железнодорожные перевозки. Они существенны", - пояснил З.Магомедов, добавив, что необходимо сокращать транспортные расходы для развития перевалки зерна на экспорт.
Говоря о том, почему в России строительство инфраструктуры обходится гораздо дороже и оказывается менее эффективным, чем в Китае, А.Костин перефразировал слова из песни Александра Розенбаума. "Почему мы строим дороже китайцев? Душа у нас другая! Я перефразирую Розенбаума: любить - так любить, гулять - так гулять, украсть - так украсть. Поэтому и дороже стоит. У китайцев размах другой, там больше частных денег, там совершенно другие правила работают", - сказал А.Костин.
Бюрократические препоны
По мнению А.Кудрина, экономическому развитию Дальнего Востока РФ препятствует позиция российских властей по ограничению притока иностранных инвестиций в регион. "Нам нужно смелее создавать совместные предприятия, смелее разрабатывать месторождения, добиваться переработки на этой территории природных ресурсов", - считает бывший министр. По его мнению, для этого российские власти должны создать понятные "правила игры" для иностранных инвесторов.
Ни для кого не секрет, что важным препятствием на пути прихода зарубежных инвесторов в РФ являются административные барьеры. В частности, это касается скорости открытия и ведения бизнеса в нашей стране. Так, например, компании Hyundai на открытие офиса в РФ пришлось потратить целых 2,5 месяца, что крайне непривычно для иностранных корпораций, ведущих бизнес по всему миру. Председатель, главный исполнительный директор компании Alcoa Клаус Кляйнфельд также отметил, что его организация при реализации проектов в России сталкивалась с административными барьерами, прежде всего с бумажной волокитой. "Впрочем, сейчас уже половина документооборота проходит в электронном виде, в 2013г. будет 90%", - указывает он на некоторые позитивные изменения в России.
Не забыть про Европу
В целом эксперты позитивно оценили сотрудничество России в рамках АТЭС. Так, по мнению А.Кудрина, "потенциал АТЭС пока не реализован, и Россия - та страна, которая заинтересована в его реализации больше всего". А.Костин также выразил мнение, что "сейчас мы находимся в начале пути". По его словам, "вектор Таможенного союза, несомненно, ведет в Азию". А.Костин считает, что России можно вести переговоры о зонах свободной торговли со всеми странами АТЭС. "Я думаю, начать можно не с самых больших стран, может быть с Новой Зеландии", - сказал он. Хорошо, что новозеландский посол, присутствовавший в зале Ленэкспо, где проходила дискуссия, с юмором воспринял такое упоминание его страны, которая входит в АТЭС с 1989г., то есть с момента образования этой организации.
З.Магомедов отметил, что "если в Европу у нас есть окно российских портов, то в АТР пока - только маленькая форточка". Так, у России есть протяженная граница и значительный торговый оборот с Китаем, однако с другими странами сотрудничество только налаживается. "Необходимо расширять сотрудничество с другими странами региона, развивая Дальний Восток и, в особенности, его транспортную составляющую", - сказал он.
Вместе с тем, как отмечают эксперты, несмотря на все преимущества развития отношений с АТР, России нельзя полностью переключаться на азиатские рынки. По словам К.Кляйнфельда, РФ ни в коем случае не следует отказываться от взаимоотношений с Западом. Министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев указывает, что Европа остается основным партнером России по торговле. "Первичный акцент - Азиатско-Тихоокеанский регион. Но мы уверены, что евразийское пространство - это не альтернатива сотрудничества с ЕС, наоборот, оно должно дополнять его", - сказал он.
Мария Привалова, РБК