Минфин предложил бороться с волатильностью рубля с помощью правила 2004г.
Как сообщает газета «Ведомости», предложенный Минфином механизм в случае утверждения заработает после 2018 года. Он предполагает, что в случае роста цены на нефть выше $50 за баррель бюджет должен делать сбережения и правительство должно начинать покупки иностранных активов. При снижении цен ниже $50/барр. валюта должна продаваться, защищая рубль от временных шоков.
До 2008 года Банк России пытался ограничивать укрепление национальной валюты через интервенции на рынке, а Минфин — сберегать средства в стабилизационном фонде, пояснил заместитель главы ведомства Максим Орешкин. Однако так как интервенции превышали сбережения, реальный курс рубля укреплялся, конкурентоспособность бизнеса снижалась на фоне роста зарплат, опережающего рост производительности труда. При этом Норвегии, обеспечившей необходимый бюджетный профицит, удалось сохранить конкурентоспособность несырьевого бизнеса, добавляет он.
По словам руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, предложение Минфина на самом деле повторяет первый вариант бюджетного правила от 2004 года. Установленная тогда планка в $20 продержалась всего два года и была повышена до $27: росла цена нефти, а с ней — аппетиты. С 2013 года ввели новое правило, взяв в качестве ориентира среднюю цену нефти за несколько лет и ограничив дефицит 1% ВВП.
Орешкин указывает, что механизм средней цены оказался неэффективным из-за длинных циклов на нефтяном рынке.
Если Минфин будет сберегать при цене на нефть $50/барр., это действительно будет ужесточением расходной части бюджета и обеспечит контроль над инфляцией, считает Наталия Орлова из Альфа-банка. Евгений Гавриленков из «Сбербанк CIB» напоминает, что уже в 2015 году, когда бюджетное правило не работало, пропорции нефтегазовых и ненефтегазовых доходов изменились в пользу последних. «В этом году опять нет бюджетного правила, и эти пропорции продолжат меняться», — говорит он.