Кудрин и Шувалов поспорили в Давосе о реформах и свободе
О гражданских свободах
Секция «Перспективы России» на форуме в Давосе в пятницу оказалась одной из самых популярных – зал был переполнен. Пришедшие услышать из первых уст о том, как Россия будет справляться с рецессией и санкциями, стали свидетелями принципиального спора первого вице-премьера Игоря Шувалова и экс-министра финансов, главы Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина.
Шувалов сослался на историю – по его словам, Екатерина Вторая хотела освободить крепостных, но столкнулась с противодействием дворян, которые убедили ее в опасности такого шага. В последний раз реформы, которые должны были дать россиянам гражданские свободы, пытался провести Горбачев, но это закончилось «развалом страны и нищетой».
Кудрин категорически с этим не согласился. Он считает, что к развалу СССР и нищете привела политика партийных лидеров, проводившаяся начиная с 60-х годов. Она консервировала проблемы. Не свобода в этом виновата, отметил Кудрин. На это Шувалов сослался на соратников самого Горбачева, которые признавали в числе причин российских проблем 90-х годов обилие свободы.
«Если бы не свобода, которая была дана вам, вам лично, Горбачевым, и весь процесс перестройки, который дал свободу миллионам русским позаботиться о своей жизни и помочь другим – если бы не это, был бы у вас шанс стать состоятельным человеком, первым зампредседателя правительства? Смогли бы вы стать богатым и вообще сколь-нибудь успешным человеком?» – задала Шувалову вопрос главный редактор журнала The New Times Евгения Альбац. Его ответ свелся к тому, что «мы с вами выиграли, а миллионы людей – проиграли». Зал встретил его словам аплодисментами.
О реформах
Если все время ссылаться на неготовность к свободе и этим оправдывать управляемость судов, никакого прогресса не будет, заметил на это Кудрин. Шувалов согласился, что России нужны эффективные институты и сейчас хорошее время для реформ. Простые люди воспринимают нынешние санкции как атаку на Россию, консолидация общества вокруг этой идеи чрезвычайно высока, и это хорошая стартовая площадка для реформ. Не стоит думать, что правительство ничего не делает по этому поводу, попытался объяснить первый вице-премьер.
Впрочем, сам он больше говорил о том, чего правительство точно не собирается делать. Так, например, правительство и Кремль не пытаются «подмять под себя Центральный банк». Шувалов признал, что «был период, когда правительство не в должной мере могло взаимодействовать с ЦБ, но теперь мы научились». По его словам, ЦБ самостоятельно принимает решения, иногда вопреки позиции министров финансов и экономического развития. «Это, кстати, не всегда хорошо», – уточнил он.
Другой слух, который опроверг Шувалов, – о том, что у властей есть планы возрождать валютный контроль. «Этому нет здравого объяснения. Люди сами себя пугают сказками. Какая польза от этого после того, как была введена система плавающего рубля? Плюс валютный контроль фактически очень сложно воссоздать», – говорил чиновник, добавив, что «сумасшедших в российском правительстве нет, даже если это очень хочется вообразить». Из его речи можно было сделать вывод, что хуже ситуация обстоит с депутатами: «Они часто выступают с неблизкой правительству позицией, часто мешают».
Слухи рождаются от недоверия к политике властей – Кудрин призвал возвращать доверие реальными делами. Например, нужно уменьшать долю государства в экономике. По его словам, госкомпании и госкорпорации не справились с задачей создания инновационной экономики. «То, что делается, делается раз в 20 меньше, чем требуется для поддержания конкурентоспособности России», – оценил Кудрин.
Реформы должны коснуться и социальных расходов. В предыдущие годы они были значительными, «чтобы хорошо выглядеть перед электоратом». «Расходы на социальную защиту занимают значительную долю валового продукта, но выделяемые деньги не решают проблем выхода из бедности. Они должны тратиться экономнее, их нужно потратить на борьбу с кризисом и на адресную поддержку социально незащищенных слоев населения», – отметил Кудрин. Реформа в области социальной поддержки может стать частью антикризисного плана, предложил он.
Антикризисная программа не должна содержать только меры поддержки отдельных предприятий и граждан, а на развитие инфраструктуры нужно тратить больше, перечислял Кудрин. Он отказался отвечать на вопрос, готов ли он сам осуществлять такие реформы, войдя в правительство.