Глава ЕК анонсировала меры против российского и белорусского зерна
ЕС повысит тарифы на импорт зерновых из России и Белоруссии, сообщила глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен на пресс-конференции, трансляция которой шла на ее странице в Х (Twitter).
«Мы подготовили предложение о повышении тарифов на российский и белорусский импорт зерновых, семян масличных культур и продуктов из них», — сообщила фон дер Ляйен. Она также отметила, что это позволит предотвратить «дестабилизацию европейского рынка» и лишит Россию доходов от торговли с ЕС.
Представитель МИД России Мария Захарова, комментируя заявление председателя ЕК, задалась вопросом, как эти меры «будут способствовать продовольственной безопасности в мире». «Они лишь усугубят и без того доведенную Западом до абсурда ситуацию с продовольствием в мире», — полагает она.
Financial Times (FT) со ссылкой на источники сообщила 19 марта, что ЕК собирается в ближайшие дни ввести пошлины на импорт зерна из России и Белоруссии в размере €95 за 1 т. На семена масличных культур и продукты их переработки установят пошлины в размере 50%. Собеседники издания отметили, что такие меры приведут к росту цен «как минимум на 50%» и сведут спрос к нулю. Обсуждение вопроса идет на фоне продолжающихся в ЕС протестов фермеров.
FT приводила данные, согласно которым в 2023 году ЕС импортировал из России рекордные 4 млн т зерновых, масличных культур и их производных, или около 1% от общего потребления этих товаров странами ЕС.
Аналитик ФГ «Финам» Игнат Иванов в разговоре с РБК отметил, что для России ЕС не считается значимым рынком сбыта: поскольку объем экспорта основных зерновых сельскохозяйственных культур Москвой в 2023 году составил около 66 млн т, общая доля ЕС в экспорте крайне незначительна. Бóльшая часть российского зерна, по словам аналитика, идет в Турцию, Египет, Иран и другие восточные страны. Касательно масличных продуктов ситуация аналогична, отметил он.
Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин усомнился, что поставки зерновых в ЕС были на уровне 4 млн т. России будет достаточно просто переориентировать объемы, которые шли в Европу, на более перспективные рынки Ближнего Востока и Африки, указал он.