Большинство уволенных работников в России не получили помощь от компании
Без работы и без поддержки
В 73% случаев сотрудники при увольнении не получают никакой помощи от работодателя, свидетельствуют результаты опроса, проведенного в апреле и мае службой исследований рекрутингового портала HeadHunter. В исследовании приняли участие 12 764 сотрудника и 1241 представитель российских компаний. Среди опрошенных работников большинство занимало позиции, требующие специальных знаний и опыта.
По итогам апреля Росстат прогнозирует снижение безработицы по сравнению с мартом на 0,1 п.п., до 5,7–5,8%, заявлял министр труда Максим Топилин 15 мая на всероссийском совещании по ситуации в строительной отрасли. С начала года показатель только рос: в январе он составил 5,5%, в феврале — 5,8%, в марте — уже 5,9%. В марте 4,5 млн человек классифицировались как безработные, что на 352 тыс. больше, чем в тот же период 2014 года. Это соответствует росту на 8,7%. По сообщению пресс-службы Минтруда, только за неделю, с 29 апреля по 6 мая, численность безработных увеличилась на 0,7%, превысив 1 млн человек.
«В прошлом году цикл поиска новой работы для сотрудников начального и среднего звена составлял 1,5–2 месяца, а для топ-менеджера — от полугода до 9–12 месяцев», — рассказывает исполнительный директор «KellyOCG Россия» Юрий Ефросинин. «Особенно тяжело увольнение переживают люди, которые работают в компании давно, не выходили на рынок труда и чувствуют себя особенно некомфортно в новой ситуации», — говорит управляющий партнер агентства «Контакт» Марина Тарнопольская.
Осадок остался
В среднем негативно к уволившей их компании относятся 53% сотрудников. Пересмотреть свое отрицательное отношение 21% опрошенных были бы готовы, если бы им предложили хоть какую-то помощь, 17% — если бы компания помогла им с поиском новой работы. Если компания все же помогает сотруднику, чаще всего она предоставляет ему рекомендацию (17%), предлагает работу в другом регионе или подразделении (5%) или оказывает помощь по поиску нового места работы (3%).
Сотрудники, которым бывший работодатель оказал помощь, испытывают по отношению к нему негатив в два раза реже не получавших таких услуг работников (32% против 61%). Они также чаще положительно отзываются о компании (59% против 35%), готовы посоветовать ее знакомым (43% против 21%) или вернуться туда при такой возможности (35% против 19%).
Схожие результаты следуют из опроса британских работодателей и сотрудников, опубликованного в 2010 году рекрутинговым агентством Hays: 73% опрошенных работников тогда ответили, что не получали помощи от работодателя при увольнении. Из тех, кому такая услуга была предложена, 80% на нее согласились.
Ранее в ноябре 2014 года опрос, посвященный данной практике в России, проводила рекрутинговая компания Kelly Services. Он показал, что в 2013–2014 годах помощь сотрудникам при увольнении была оказана лишь в 14% случаев. При этом в США она включается в 52% социальных пакетов, а в Бельгии является обязательством работодателя, закрепленным в законе: с 2006 года она предоставлялась работникам в возрасте старше 45 лет, а с 1 января 2014 стала обязательной для всех.
Заботливая четверть
Лишь четверть компаний (27%) в России помогают сотрудникам с дальнейшим трудоустройством, только 10% — на регулярной основе, следует из отчета HeadHunter. В большинстве случаев они стремятся оказать реальную поддержку увольняемым (93%). Бывают ситуации, когда работодатель просит помочь определенному сотруднику, просто потому что он был хорошим работником и не был бы уволен, если бы перед фирмой не стояла задача существенно сократить штат, но часто целью компаний выступает минимизация негативных последствий сокращений: сохранение лояльности сотрудников или формирование положительного имиджа, говорит Тарнопольская.
«Практика предоставления помощи работникам больше распространена в средних и крупных компаниях, которые озабочены построением бренда и кадрового резерва. Мелкие предприятия предпочитают не тратить на это время и ресурсы», — объясняет руководитель службы исследований HeadHunter Глеб Лебедев.
Чарли Тревор и Энтони Найберг из Висконсинского университета в Мадисоне исследовали влияние увольнений на текучесть кадров в американских компаниях в 2008 году и выяснили, что, если предприятие сокращало штат на 10%, текучесть кадров возрастала в полтора раза по сравнению со случаем, когда увольнений не происходило.
«Когда компания проводит сокращения, это приводит к большей текучке, это очевидно, — соглашается Тарнопольская. — Работник думает: сократили моего коллегу, наверное, я следующий — и сам инициирует поиск новой работы. У нас был кейс, когда сокращение в компании привело к текучке в 20% — и работодатель был вынужден активно нанимать людей».