Набиуллина заявила о решении оспаривать заморозку резервов ЦБ в судах
Банк России будет оспаривать заморозку золотовалютных резервов и уже готовит судебные иски. Об этом заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина в Госдуме, передает ТАСС.
«Это беспрецедентная заморозка золотовалютных резервов, мы будем готовить и иски судебные, готовимся для того, чтобы их предъявить. Потому что это беспрецедентно в мировом масштабе, чтобы золотовалютные резервы такой большой страны были заморожены», — сказала она.
По данным на 1 апреля 2022 года, объем международных резервов составил 606,5 млрд в долларовом эквиваленте. Западные государства заморозили около половины золотовалютных резервов России после введения санкций, подсчитали ранее в Минфине. Юридически недосягаемыми для санкций остаются активы в китайских юанях, монетарное золото, хранящееся на территории России (на 1 февраля около $132 млрд), запасы наличной валюты, а также специальные права заимствования (SDR, около $24 млрд) в Международном валютном фонде (хотя воспользоваться SDR России будет крайне затруднительно, так как для этого западные страны должны согласиться обменять их на твердую валюту).
После заморозки валютных резервов ЦБ ответил зеркальными мерами, введя ограничение на движение капитала, запрет на продажу ценных бумаг иностранными инвесторами и на вывод ими средств из российской финансовой системы.
Из-за заморозки резервов у России появились проблемы с обслуживанием своих обязательств по внешнему долгу. В начале апреля иностранный банк-корреспондент отказался принимать платеж от Минфина по гособлигациям двух выпусков в долларах из замороженных средств, поэтому министерство перевело оплату в рубли. Ведомство настаивает, что таким образом выполнило свои обязательства перед инвесторами, несмотря на санкции.
Ранее о том, что Россия должна добиваться разморозки своих золотовалютных резервов, говорил глава Счетной палаты Алексей Кудрин, выступая перед Советом Федерации. Он напомнил, что золотовалютные резервы страны могут храниться только вне Российской Федерации и их арест — мера, которая редко встречается в истории финансовых систем. «Мы можем только высказать свое несогласие с этим и вести работу, чтобы впоследствии они были разморожены, что, я думаю, и нужно делать», — сказал Кудрин.