Споры об энергопрограмме страны продолжаются
Спикер СФ считает, что сложившаяся ситуация может стать реальной угрозой для устойчивой работы нашей энергетики. Очевидно, не только энергетики, ибо российская экономика прочно "сидит на нефтяной игле", и "ломка" может окончиться катастрофично. Тем временем, МНС и Минфин могут быть очень недовольны спикером российского сената, ибо он выступил за расширение рентных принципов налогообложения за недропользование и, соответственно, за кардинальный пересмотр системы налогообложения в этой сфере. "Необходимо изымать у добывающих компаний природную ренту, а не манипулировать пошлинами и налогами, исчисляемыми со всевозможных стоимостных показателей, их все равно в итоге платит потребитель, - подчеркнул С.Миронов. - А ведь стоимостные налоги - это одна из краеугольных основ национального бюджета!"
Тем временем, президентский экономический советник Андрей Илларионов, продолжая свою войну с главой РАО ЕЭС А. Чубайсом, отметил, что существующие энергетические мощности в России на треть превышают потребности в энергопотреблении, а разговоры о заниженной цене на электроэнергию являются мифом. По его словам, цены на электроэнергию завышены относительно уровня экономического развития и по той доли, которую занимает РАО "ЕЭС России" в ВВП. Он отметил, что в прошлом году потребители заплатили РАО ЕЭС около 450 млрд руб., учитывая проведенную государством реструктуризацию долгов перед энергохолдингом и "чешскую сделку", РАО ЕЭС получило в прошлом году 507 млрд руб., или 17,5 млрд долл. Эта сумма больше всех внешних выплат по обслуживанию госдолга РФ в 2001 году и больше, чем Россия выплатит в будущем.
Чему удивляется А.Илларионов совершенно непонятно. Ведь любая монополия, пользующаяся явной или скрытой поддержкой властей по личному или иному признаку, старается делать то же самое. И президентский советник что-то не ратует о повышении возможностей антимонопольного ведомства и ужесточении антимонопольных законов в стране. А некоторые эксперты считают, что "Энергетическая стратегия России до 2020г." целенаправленно уменьшает возможности для развития конкурентности, противореча не только программе Г. Грефа, но и предлагая расширить сферу ценового регулирования, распространив ее на нерегулируемые сегодня нефтяной и угольный рынки. Таким образом, в стратегии не предложено действенных мер по развитию рыночного оборота прав на разработку энергетических ресурсов, зато она сосредоточена на неэффективном лицензионном порядке распределения недр. Что хорошо, разумеется, для коррупции. Похоже, что и эта программа мертва, а тем временем часы тикают!