Инвесторов с Востока пустят на стратегические месторождения
"Крупные месторождения должны отрабатываться с финансированием по принципу проектного финансирования, а проектное финансирование – это всегда сложное структурирование корпоративной конструкции и финансовых обязательств. Там не только существует система залогов будущей продукции, залогов поставляемого оборудования, но и необходимость вовлечения в корпоративное управление инвесторов", - пояснил Варичев, отметив, что разрешение на увеличение доли в каждом конкретном случае должна выдавать правительственная комиссия.
У главы правительства Дмитрия Медведева идея возражений не вызвала, и он предложил профильным ведомствам "проработать все плюсы и минусы такого рода подходов".
"Мы считаем целесообразным снятие запрета на получение зарубежными государственными инвесторами доли более 25%, поскольку в любом случае окончательное решение — разрешать такую инвестицию или нет — останется за правительственной комиссией", — заявил "Коммерсанту" заместитель главы Минприроды Денис Храмов.
Если поправки будут внесены, это расширит круг потенциальных инвесторов в крупные добычные проекты, в первую очередь за счет китайских госкомпаний, полагает Сергей Вахрамеев из "Анкор Инвеста". Кроме того, речь может идти о странах, в которых госкомпании контролируют энергетический сектор — Индии, Индонезии, Вьетнаме, — а также об арабских суверенных фондах. По словам Вахрамеева, привлечение таких инвесторов особенно актуально для проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, которые географически ориентированы на азиатских потребителей и нуждаются в крупных инвестициях.
Смягчение действующего порядка привлечения иностранных инвесторов будет выгодно, в частности, "Роснефти", которая в октябре 2013г. договорилась о создании совместного предприятия с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC). По условиям подписанного меморандума базой для деятельности СП, в котором CNPC должна получить 49%, станет входящее в список стратегических Среднеботуобинское месторождение (извлекаемые запасы оцениваются в 134 млн т нефти и газового конденсата и 155 млрд куб. м газа).
В изменении закона заинтересованы и металлурги, нуждающиеся в инвестициях для освоения ряда крупных месторождений.