Китайский премьер требует снижения темпов роста экономики
Глава правительства, прежде всего, имел в виду ограничение выдачи банковских кредитов. Эта мера в последнее время доказала свою эффективность в борьбе с инфляцией.
В то же время инфляцию в Китае стимулируют иностранные инвестиции, а они и не думают сокращаться. За первые пять месяцев текущего года объем прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику возрос на 11,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 25,9 млрд долларов. Объем планируемых иностранных инвестиций за этот же период увеличился в полтора раза.
После того как Пекин велел местным властям строить поменьше новых предприятий и офисных зданий, темпы годового прироста инвестиций в недвижимость снизились с 34,7% в апреле до 18,3% в мае. В абсолютных цифрах он, тем не менее, остается громадным - 439 млрд юаней (59,5 млрд долларов).
"Макроэкономический контроль остается исключительно трудной задачей, - заявил премьер, выступая на прошлой неделе перед партактивом провинции Хубэй. - Руководители на местах должны правильно понимать и в полном объеме претворять в жизнь решения правительства".
Китайский руководитель правительства утверждал, что правительственные меры макроэкономического контроля "своевременны, верны и эффективны". Темпы роста инвестиций в строительство, денежного предложения и объема выдаваемых кредитов снизились, что привело к замедлению роста цен, продолжил он.
Однако многие экономисты полагают, что оценивать результаты новой экономической политики, которая начала осуществляться лишь в апреле, еще рано. "Мы пока не знаем, началось ли снижение и насколько мягкой будет посадка", - так прокомментировал выступление Вэнь Цзябао аналитик фонда High Frequency Economics Карл Вайнберг. Он также отметил, что Национальное бюро статистики КНР ни в апреле, ни в мае не публиковало данных о росте золотовалютных резервов страны.
Стремительный промышленный рост в Китае вызвал резкий рост цен прежде всего на цемент, сталь, алюминий и прочее сырье и материалы. Энергосистема страны уже не справляется с растущим потреблением, что уже приводит к отключениям электроэнергии. Мэр Шанхая был вынужден специально заверить крупных иностранных инвесторов в том, что их предприятия будут снабжаться электричеством в первую очередь.
Правительство использует административные и экономические рычаги, чтобы ограничить количество "ненужных" новостроек и не позволить компаниям и организациям, имеющим значительную задолженность, начинать новые проекты.
Напомним, китайская экономика уже долго время является одним из мировых лидеров по темпам роста. Однако в 2003 году она предприняла новый рывок - ВВП увеличился на 9,1%. Основным двигателем роста стал 43-процентный прирост объемов инвестиций в такие основные средства, как строительство и машиностроение. В первом квартале 2004 года ВВП Китая вырос на 9,7% (для сравнения - в России рост за этот период составил 5,7%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а объемы прямых инвестиций - на 43%.
Экономисты начинают опасаться, что несдерживаемый слишком бурный рост может рано или поздно обратиться в столь же резкий спад и, учитывая размеры Китая, столкнет в кризис весь регион. Подобное развитие ситуации в экономике Китая - шестой по размерам в мире - породило опасения, что она может перегреться, вынудив правительство пойти на ужесточение правил выдачи и использования кредитов в целях замедления промышленного роста.
Однако, несмотря на экономический бум, китайская национальная валюта - юань - жестко привязана к курсу доллара: 8,28 юаня за доллар. Это удешевляет китайский экспорт, тем самым вызывая недовольство со стороны американских политиков и отраслевых профсоюзов.
Стоит также отметить, главный экономист Международного валютного фонда (МВФ) Рагхурам Раджан в конце мая заявил, что замедление экономического роста Китая не окажет значительного влияния на мировую экономику.
"Я не хочу сказать, что экономика Китая не имеет глобального значения, но вполне возможно, что влияние замедления экономического роста в Китае на остальной мир будет пересмотрено", - подчеркнул Р.Раджан. По данным МВФ, в настоящее время доля Китая в мировой экономике составляет 2,5%, китайская экономика является шестой по величине в мире.
Р.Раджан полагает, что замедление экономического роста Китая может негативно отразиться на экономиках соседних с Китаем стран, однако не окажет значительного влияния на США и Европу и будет носить, "скорее, психологический характер". Р.Раджан отметил, что даже в том случае, если оправдаются самые негативные прогнозы о прекращении роста китайской экономики, это замедлит экономический рост в США всего лишь на долю процентного пункта. По мнению Р.Раджана, необходимо еще несколько лет роста, чтобы Китай начал оказывать более серьезное влияние на глобальную экономику.