Россия и Белоруссия договорились об урегулировании газового спора
Россия и Белоруссия вышли на «принципиальные договоренности» по условиям сотрудничества в нефтегазовой сфере. Об этом Дмитрий Медведев рассказал на заседании правительства в четверг, передает корреспондент РБК.
«В этом затянувшемся не по нашей вине споре было немало сложных моментов. <...> К сожалению, в какой-то момент наши партнеры просто перестали платить в полном объеме по контракту, образовалась значительная задолженность», — рассказал премьер. По его словам, странам удалось найти «понятные и прозрачные» решения, которые удовлетворяют обе стороны.
Медведев пояснил, что разработаны три протокола. Первый определяет объемы поставок российской сырой нефти в период с 2017 по 2024 год в размере 24 млн т ежегодно трубопроводным транспортом. Второй устанавливает порядок определения цены на газ для Белоруссии в период до 31 декабря 2019 года и предусматривает разработку в срок до 1 января 2018 года предложения по программе формирования общего рынка газа ЕАЭС к 2025 году. Третий протокол содержит изменение правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа. Вместо ранее применяемых норм будут применяться нормы ЕАЭС, протокол затронет в том числе и вопрос ценообразования и тарифной политики.
«Этот пакет документов позволит минимизировать риски возникновения ценовых споров или двойного, разного толкования правил в будущем. Дополнительные заверения и гарантии по завершившемуся спору мы получили от правительства Белоруссии вчера», — заявил Медведев. Он также пояснил, что Россия приступит к реализации этих соглашений после того, как Белоруссия вернет долг «Газпрому».
О том, что Москва и Минск решили все спорные вопросы, которые касаются цены на газ, президент России Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко объявили после своей встречи, которая состоялась в Стрельне 3 апреля. Путин также заявил, что стороны договорились о перспективах взаимодействия на ближайшие три года и готовы к 1 января разработать правила по единому рынку газа. «Мы нашли схему, при которой мы сохраняем наши подходы, сближаем наши позиции по ценам», — сказал тогда Путин про урегулирование газового спора. Формализовать нефтегазовые договоренности Путин и Лукашенко обещали в течение 10 дней.
Лукашенко, в свою очередь, заявил 3 апреля, что Путин согласился рефинансировать задолженность Минска, однако не уточнил, о каком именно долге идет речь. Затем белорусские чиновники уточняли, что речь идет о задолженности Минска по межгосударственным кредитам от России, погашение которой выпадает на 2017 год.
Спустя пять дней после встречи с Путиным Лукашенко рассказал, что Россия будет поставлять Белоруссии газ из расчета $130 за 1 тыс. кубометров, в то время как Минск с прошлого года настаивал на цене от $73. Лукашенко объяснил, что стороны решили пойти на компромисс и договориться, что затраты Белоруссии будут компенсированы за счет реэкспорта нефти. Речь о том, что из ежегодного объема беспошлинных поставок нефти 6 млн т будет «перетаможиваться» — реэкспортироваться через Белоруссию с зачислением пошлин в белорусский бюджет.
11 апреля министр финансов Антон Силуанов рассказал, что его ведомству поручили проработать вопрос о предоставлении Белоруссии кредита на сумму до $1 млрд для поддержки бюджета этой страны. По его словам, вопросы кредитования обсуждались во время встречи президентов России и Белоруссии, которая состоялась 3 апреля.
С начала 2016 года Минск стремился снизить цены на газ. Белоруссия настаивала на цене $73 за 1 тыс. кубометров российского газа вместо $132.
После того как Белоруссия в прошлом году начала платить за газ исходя из собственных расчетов, Россия сократила поставки беспошлинной нефти с планируемых 24 млн т до 18 млн т. К началу апреля 2017 года российская сторона оценивала долг Белоруссии за газ в $730 млн.