ЦБ заявил об отсутствии на российском рынке «откровенных слабаков»
На российском рынке нет откровенно слабых банков, заявила первый зампред правления ЦБ Ксения Юдаева в эфире телеканала «Россия 24».
«Мы в последние годы проводили политику по повышению устойчивости российской финансовой системы. Сейчас на рынке нет откровенно слабых банков. Банки накопили запасы и капитала, и ликвидности», — сказала первый замглавы регулятора.
Исходя из анализа ЦБ, российская финансовая система должна быть устойчивой, добавила Юдаева.
«Мы вошли в этот год с низкой инфляцией, у нас действует бюджетное правило, которое защищает бюджет от колебаний нефтяных цен. У бюджета накоплены значительные резервы, которые позволяют это делать, и накоплены существенные золотовалютные резервы», — пояснила первый зампред.
Юдаева отметила, что на стабильность системы повлияло и снижение уровня долга. «Ни у банков, ни у компаний нет сейчас каких-то значительных платежей по долгу, поэтому, в принципе, система достаточно устойчива», — указала она.
По словам первого зампреда, каких-либо проблем с ликвидностью нет, а принятые ЦБ меры, в том числе временный отказ от закупок иностранной валюты и ее продажа, обусловлены «большим комфортом для рынка» и предоставлением «дополнительной гибкости финансовым институтам».
6 марта члены заседания ОПЕК, в котором участвовали также представители стран ОПЕК+ (Россия, Казахстан и Азербайджан), не смогли прийти к единому решению о дополнительном сокращении добычи нефти. В итоге сделка распалась. Вслед за этим обрушились нефтяные котировки и подскочили курсы доллара и евро.
Из-за скачков на мировых площадках Центробанк временно отказался от закупок иностранной валюты в рамках бюджетного правила и начал ее продажу. Кроме того, регулятор ввел послабление для кредитов туроператорам и производителям лекарств и медицинской техники. Дополнительные меры поддержки ЦБ принял из-за распространения нового коронавируса.
По мнению экспертов рейтингового агентства НКР, ключевым для банковской системы служит кредитный риск из-за сильного ухудшения финансового положения заемщиков, особенно из тех отраслей, что уже находятся в фазе падения спроса: туриндустрия, авиаперевозки, автомобилестроение. «С учетом этих факторов и в сочетании c сокращением экспорта/импорта и общим спадом экономической активности банковский сектор может столкнуться с ухудшением качества кредитного портфеля. По нашим оценкам, рост доли проблемных кредитов не окажется настолько существенным, как в 2015–2016 годах, поскольку произошедшая за последние годы расчистка банковского сектора вывела из него значительную часть откровенно токсичных активов», — считают эксперты.
Ухудшение качества кредитного портфеля и досоздание резервов приведет к тому, что банки «перейдут в режим крайне осторожного принятия новых рисков и могут даже прибегнуть к сокращению кредитования, особенно в корпоративном секторе». «Мы считаем вероятным некоторый, хотя и не радикальный рост числа дефолтов и отзывов лицензий наиболее слабых либо склонных к принятию повышенных рисков банков по сравнению с ожиданиями начала года», — заявили в НКР.