Глава УФАС по Москве рассказал о "вакханалии" в ходе госзакупок
"Каждые компания и ГУП должны были по 223-му закону, который регулирует их закупки, утвердить себе положение о закупках, где прописать, как они будут осуществлять закупки. Так вот здесь началась полная вакханалия", - посетовал Р.Петросян.
"Каждый, насколько ему хватило фантазии, придумал себе положение, в котором на такие ухищрения идут, что диву даешься. Вплоть до того, чтобы не подпадать вообще ни под какое регулирование никакого закона, даже Гражданского кодекса, который минимально хотя бы описывает процедуру торгов. Закупку называют не торгами. Ну, например, называют ее запросом котировок, или конкурентной процедурой, или как угодно. То есть назови по-другому - и это другая процедура, которая не подпадает под регулирование даже Гражданского кодекса", - рассказал глава столичного управления антимонопольной службы.
По его словам, это приводит к очевидной ситуации, когда участники псевдоторгов становятся абсолютно бесправными: они могут потратить деньги, провести мониторинг, подать заявку, но никаких обязательств заказчик, организатор процедуры на себя не принимает. Р.Петросян обратил внимание на то, что это абсолютно непрозрачная ситуация, и она не создает фундамента в экономике для прозрачности и повышения инвестиционного климата.
Однако антимонопольщики научились противодействовать практике, при которой ГУП или какая-то другая компания называют конкурс иначе. "Мы говорим: "Извините, по существу это конкурс, будем рассматривать его как конкурс и принимаем решение как по конкурсу". Суды нас поддерживают. Что касается конкретных судебных решений относительно этого случая, то ГУП "Московский метрополитен" назвал конкурс предложением делать оферты. Соответственно делайте оферты, а мы подумаем, соглашаться на это или нет. Это просто несерьезно для нашей сегодняшней ситуации. Власть не должна себе такого позволять", - отметил Р.Петросян.
Глава столичного УФАС объяснил, что федеральный закон №223 регулирует порядок проведения закупок, но обязательных требований к этим закупкам он не устанавливает. "Он устанавливает только обязательные требования по опубличиванию информации - это большой шаг вперед, это большой плюс: мы получаем открытость, мы получаем хотя бы фундамент для того, чтобы получать жалобы и раскрывать эту проблему, вскрывать этот гнойник", - заключил он.