Темпы падения деловой активности в России замедлились вслед за инфляцией
Индекс PMI для российских обрабатывающих отраслей в марте снизился до 48,1 пункта с 49,7 пункта в феврале, сообщается в мартовском исследовании, проведенном компанией Markit для HSBC. В производственном секторе наблюдается «мягкое снижение», чуть слабее производства сокращается занятость. Сказывается ослабление инфляции: цены хоть и продолжают расти, но гораздо медленнее, чем в начале года, говорится в обзоре.
Индекс находится ниже 50 пунктов (что говорит об ухудшении ситуации) в течение четырех месяцев подряд. Выпуск и новые заказы сокращаются, во многом из-за падения новых экспортных заказов в марте, в то время как внутренний рынок стабилизировался, отмечают эксперты организации. В секторе потребительских товаров они указывают на незначительный рост новых производств.
В целом темпы падения оказались самыми слабыми за последние семь месяцев, а рост цен — самым низким за четыре месяца. Третий месяц подряд падает покупательная активность населения, говорится в обзоре.
Мы не ждем больших изменений в промышленности по очередным данным деловой активности PMI, писал в понедельник в ежедневном обзоре банка ING его главный экономист по России и СНГ Дмитрий Полевой.
Годовые темпы обрабатывающих производств снизились на 0,9% в феврале, на 2,1% — в январе, говорится в ежемесячном мониторинге Минэкономразвития, опубликованном в прошлую пятницу. С учетом поправки на неформальную деятельность в январе-феврале сокращение составило 1,5% год к году.
В обрабатывающих производствах преобладает недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке, сказывается неопределенность экономической ситуации и высокий уровень налогообложения, отмечается в мониторинге. Лидерами падения в январе-феврале стали текстильное и швейное производство (–22,2%), производство транспортных средств и оборудования (–17,6%), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (–15,6%). Лидеры роста — производство резиновых и пластмассовых изделий (6,3%), химическое производство (4,3%), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (4,2%).
Нужно перейти от декларируемой государством уже на протяжении десяти лет проблеме снижения доли добывающих отраслей к усилению обрабатывающих производств, особенно создающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. По его мнению, сегодня наблюдается обратная картина: последние десять лет удельный вес обрабатывающего сектора в валовой добавленной стоимости снижается, соответствующая доля добывающих производств последние пять лет растет.
Российская промышленность удержалась в первом квартале кризисного 2015 года от кризисного спада производства, несмотря на медленное восстановление спроса после январских каникул, отмечает завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло в обзоре «Российская промышленность в марте 2015». Начавшееся замедление роста цен, снижение банковской ставки и перелом негативной тенденции в инвестиционных планах выглядят явно позитивно на фоне кризисной риторики властей, говорится в обзоре.
Индекс PMI российских обрабатывающих был минимальным за последние пять лет в январе, опускаясь до 47,6 пунктов. Тогда сказалось продолжающееся инфляционное давление, дополнительно подкрепляемое слабым рублем, отмечалось в обзоре.
Индекс PMI обрабатывающих отраслей России банка HSBC отслеживает общую конъюнктуру рынка и состоит из пяти компонентов — новые заказы, объемы производства, занятость, сроки поставок сырья и материалов и запасы сырья и материалов. Его значение выше 50 баллов указывает на рост, ниже 50 баллов — на снижение деловой активности.